«Зачастую готовой еде в магазине можно доверять больше, чем в ресторане»

«Зачастую готовой еде в магазине можно доверять больше, чем в ресторане»
Иллюстрация: DK.RU

Продуктовый ритейл активно наращивает производство еды и переманивает кадры из общепита. Эксперты считают, что у этого направления большие перспективы.

Торговые сети в Тюменской области активно развивают сегмент готовой еды. Рекрутеры заметили, что поваров теперь чаще ищет региональный ритейл, чем общепит. По данным hh.ru на осень 2024 г., 53% вакансий открыты компаниями из отрасли продуктовой розницы, 40% — ресторанами и кафе. Остальные вакансии поваров приходятся на гостиницы, пекарни и кондитерские.

Все крупные федеральные игроки заполняют отделы готовой еды салатами на развес, горячими блюдами, запакованными в порционные контейнеры, разнообразной выпечкой. В магазинах устанавливают кофейные автоматы и даже выделяют столики для тех, кто хочет перекусить здесь же.

Смогут ли магазины конкурировать с общепитом за клиента? Уральский ресторанный критик, писатель и журналист Яков Можаев считает, что мы находимся на ранней стадии роста этого направления, оно будет набирать обороты и дальше. И вот почему. 

В РФ долгое время пустовала ниша, которую в советские годы заполняли кулинарии и столовые. В таких заведениях люди могли за относительно небольшие деньги получить комплексный обед.

В последние десятилетия произошел перекос в сторону дорогого сегмента общепита. Но рестораны и кафе не могут удовлетворить спрос на повседневную еду в силу «чрезмерности в чеке».

Ритейл обратил внимание на чеки с готовой едой, увидел возможность, при которой они готовят из своих же продуктов высокомаржинальный товар. В торговле есть масса ограничений наценок на продукты, а готовая еда может позволить себе более серьезные наценки. Например, какую-нибудь пасту «Карбонару» из «своих» продуктов они могут наценить до 600%. И никто ничего не скажет. Пустота, которая в советские времена закрывалась кулинариями и столовыми, начала стремительно заполняться, — отмечает Можаев.

Этому помогла пандемия, которая перенаправила большой объем заказов готовой еды в ритейл. А кроме того, по словам эксперта, подросло поколение, которое с удовольствием покупает готовую еду, потому что не умеет готовить и не хочет тратить на это время.

У ритейла есть возможность конкурировать с общепитом: себестоимость готовой еды в торговых сетях ниже, поскольку не нужно содержать зал, официантов, а цех готовки можно открыть в уже имеющихся помещениях.

Ритейл может платить поварам больше, что приводит к оттоку кадров из сферы общепита. При этом стереотип о низком качестве магазинной еды, как говорит Можаев, не соответствует действительности. 

Крупные сети четко следят, у них регламенты, требования гораздо выше, они им следуют, потому что на кону стоит гораздо больше. Если закрыть на три месяца «Пятерочку» среднего размера (из-за отравления клиентов, — прим.ред.) — это жуткий убыток, гораздо больше, чем, например, у закрытой кафешки. Ритейлу выгодно контролировать, и у них есть все возможности для этого. Зачастую еде, которая продается в магазине, можно доверять больше, чем той, что подается в ресторанах.

Общепиту в новых условиях придется пересматривать подходы, в частности, улучшать себестоимость блюд и уменьшать уровень маржинальности. 

Тюменский ресторатор Владислав Джурович тоже считает, что у сегмента готовой еды на продажу большое будущее. Правда, он делает ставку на «фудшеринг» — развивает сервис «Мой повар», который реализует еду, приготовленную домашними поварами и кондитерами.

Это направление только зарождается. С нашей помощью оно станет конкурировать (с ритейлом и общепитом, — прим.ред.), но не в ближайшие пару лет. Готовая еда закрывает потребность в быстром питании, а заведения общепита все больше должны закрывать потребность в досуге. Конечно, у ресторанов всегда будет свой клиент, потому что это место встреч и отдыха, но в любом случае сегмент готовой еды будет развиваться большими темпами.

Добавим, что, согласно независимым оценкам, совокупные продажи готовой еды в России по итогам 2024 г. вырастут на 38,8% — до 1,04 трлн руб. Оборот кафе и ресторанов вырастет на 8-10%.

Ранее на DK.RU: В топ-10 премии WHERETOEAT Ural всего один тюменский ресторан. Почему?

Тюменские рестораторы предложили сделать летние кафе всесезонными

«Страшный сон ресторатора». Владелец тюменского общепита — о массовых отравлениях

Пострадавшие от ботулизма требуют от производителя еды до 2 млн руб. компенсации

Тюменские налоговики пообещали вывести из тени все заведения общепита

В тюменских гипермаркетах появились вендинговые аппараты с пельменями

«Я бы опасался ресторанов, которые не повысят цены». Что ждет общепит в 2024 году

Уже 9 поставщиков «ЖизньМарта» приостановили работу по решению суда. Что будет дальше?

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.