Меню
Деловой квартал — Тюмень

«Удобно, но запредельно дорого». Урбанист — о тоннеле под железной дорогой в Тюмени

О плюсах и минусах грандиозного проекта — кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики института транспорта Тюменского индустриального университета Петр Чепур.

У тюменских властей — новый амбициозный проект. Городская администрация анонсировала разработку проектной документации для тоннеля, который пройдет под железной дорогой в центре города. Она запланирована в бюджете на 2023 г. Тюменский ученый, доцент кафедры прикладной механики института транспорта ТИУ Петр Чепур взвесил все за и против. 

— Когда-то в районе вокзала планировался переезд по типу эстакады, мне было неясно, как удастся это реализовать. И вот теперь стало понятно — речь идет о тоннеле.

Тоннель задумывается как дублер развязки на Мориса Тореза. Многим это покажется удобным. И это действительно удобно — он разгрузит транспортный поток, особенно утром и вечером.

Тоннель — это и более эстетичное решение для города. Когда транспорт под землей — это лучше, потому что шум, грязь, пыль тоже уходят под землю.

В этом конкретном месте — в районе вокзала, достаточно стесненные условия. Здесь много коммуникаций, домов, вокзал, общежитие, гостиница. И улицы — Первомайская и Калинина, идут не стык в стык. Конечно, при наличии финансирования тоннель в этом месте оптимален. На этом, пожалуй, плюсы заканчиваются. Начинаются минусы.

Тоннель — это сверхдорогостоящее строительство. Это не просто дорого, это запредельно дорого. Только стоимость проектирования — больше 230 млн руб. Когда начнется стройка, я полагаю, что порядок цифр будет от 10 млрд.

Тоннель — это подготовка инфраструктуры, для него нужны серьезные подъезды — подготовленная дорожная сеть, уклоны, подготовка коммуникаций (нельзя просто все раскопать и остановить движение). В данном случае придется заново строить улицу Калинина, там нет даже ливневой канализации. Ее надо будет реконструировать полностью.

А нам еще не показали концепцию — хотя бы примерно, как это будет выглядеть? Люди должны увидеть, что это из себя будет представлять. Где тоннель начнется и где закончится, как он будет обходить вокзал, как будут устроены пешеходные переходы — над землей, под землей или по земле? Это важно, ведь мы часто говорим о том, что город надо делать комфортным для людей, а подземники и надземники — это неудобно.

Нужно сначала показать, что вы хотите сделать, а потом проектировать на 230 млн. Ведь можно потратить эти деньги, а проект просто не реализуется. Прежде чем проектировать, нужно получить положительный отклик от людей, от профессионального сообщества. Нужно посчитать пропускную способность — сколько машин будет проходить.

Если, к примеру, стройка потребует 10 млрд руб., то это четверть годового бюджета Тюмени. Действительно ли она экономически целесообразна? Есть еще один момент. Срок действия проекта ограничен, это, как правило, 3-5 лет. Нормативная документация обновляется. Может получиться так, что проект разработают за 230 млн, а денег на его реализацию не будет. Есть риск, что он несколько лет пролежит, а потом устареет. Придется вносить в него изменения, то есть вкладывать дополнительные средства.

Лично для меня более очевидный вариант — развязка на Аккумуляторной, которую давно планируют. Очевидно, что нужно решать вопрос с Тюменской слободой, где в ближайшие годы население удвоится, и вторым кольцом — южным обходом Тюмени. Все это требует денег. Поэтому тоннель под железной дорогой, на мой взгляд, не является приоритетным.

Как писал DK.RU, тоннель хотят проектировать в створе Первомайской и Калинина. В департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени отмечают, что предварительное согласование с РЖД уже достигнуто.

В рубрике «Мнение» на DK.RU читайте колонки тюменских экспертов и предпринимателей. Глава известной в городе компании «Дина» Иван Михайлов рассказал о том, как идет реновация советского торгового центра. А основатель «Этажей» Ильдар Хусаинов — о том, почему бизнес не спешит развиваться в России. Почитайте советы ресторатора Артема Рахмеева о том, как пережить локдаун, а также колонку владельца магазина Владимира Панова о том, почему у малого бизнеса в розничной торговле нет перспектив. Если вы хотите рассказать о проблемах своего бизнеса или поделиться новостями, пишите в группу DK.RU.