«Надо возрождать, но в цивилизованном виде». Тюмени нужны киоски и торговые павильоны

«Это местный бизнес, и он отдан на усмотрение муниципальным органам власти». Региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли Владимир Панов — о проблемах владельцев НТО.

В Тюмени с каждым годом становится все меньше киосков и торговых павильонов. И проблема не в давлении федеральных сетевых магазинов. НТО — нестационарные торговые объекты, могут с ними конкурировать. Проблема во взаимоотношениях с местными органами власти. В чем они состоят и как возрождать киоски, рассуждает Владимир Панов.

— Главная проблема НТО касается договоров на их размещение. У нас в городе они носят дискриминационный характер. Администрация может расторгнуть договор на размещение киоска или павильона за любое нарушение законодательства о торговой деятельности. Это может быть что угодно: и просроченная медицинская книжка продавца, и проданная бутылка пива.

Эта проблема касается и НТО, и муниципальных арендаторов — нарушаешь в чем-то закон, получаешь штраф от контролирующих органов и помимо этого еще и от администрации — угроза расторжения договора и лишение бизнеса. По сути, это двойное наказание за одно и то же нарушение, причем несоизмеримое с тяжестью нарушения.

Лишилась бизнеса, получив письмо на почте

Недавно у нас из-за продажи пива пострадала предпринимательница. Когда-то пивом и сигаретами в киосках торговали свободно, потом по непонятным причинам ввели запрет. В сложной экономической ситуации бизнес пытается выжить и, кто-то осознанно, кто-то нет, идет на реализацию этого напитка, которым и так торгуют на каждом углу. Пиво — это не наркотики или оружие, его реализация разрешена государством.

Владелица киоска узнала о том, что лишилась бизнеса, получив заказное письмо на почте. Власти потребовали в течение десяти дней снести павильон и освободить место. Трагизм ситуации в том, что до этого, год назад, они прислали уведомление, что киоск выглядит не так, как должен, и нужно провести реконструкцию, в том числе выполнить наружную отделку павильона из современных материалов. На изготовление проекта и проведение всех работ ей пришлось взять кредит, потратить более 400 тыс. руб. В результате она даже не вернула и половины этих денег.

Нельзя в одно мгновение лишать бизнеса без предупреждения, если человек не злостный нарушитель. Нужно дать ему возможность все исправить.

Мы пытаемся и этого человека отбить, и поменять ситуацию. Я ходил по департаментам, но там даже разговаривать не стали, мол, если торгует пивом, то и говорить не о чем. Как будто торговля пивом — это что-то запредельное.

Идет борьба с киосками

Я часто общаюсь с коллегами из других регионов, в большинстве случаев проблемы схожи — повсеместно идет борьба с киосками, но в отличие от нас там счет павильонов идет на тысячи. Мы проводили исследования, с 2014 г. по 2020 г. количество НТО уменьшилось с 548 до 475, и это на город с населением 816 тыс. человек.

Я хочу обратить внимание, что речь идет об НТО в нормальном понимании этого слова, т.е. круглогодичные павильоны в которых работают люди.

Наши чиновники постоянно заявляют о ежегодном устойчивом росте НТО. Хитрость здесь в том, что в качестве НТО они учитывают торговлю елками перед Новым годом, холодильники, установленные возле павильонов летом, даже вендинговое оборудование в поликлиниках. Такое, мягко говоря, лукавство позволяет говорить об обеспечении города минимальными нормативами НТО.

Согласно минимальному нормативу, в Тюмени должно быть 678 объектов. Учитывая «сезонку» и все перечисленное выше, у нас будет больше. Но почему наши чиновники воспринимают минимальные нормативы как максимальные и какое отношение к НТО имеют холодильники и вендинговое оборудование?

Часто слышишь, что торговые павильоны уродуют внешний вид города, но ведь предприниматели готовы вкладываться в свои объекты, при условии, что они смогут работать длительное время и их не снесут по прихоти какого-нибудь чиновника, как это произошло с нашей предпринимательницей.

Дикая история — заставили человека вложиться, а после решили снести меньше чем через год, за абсолютно непринципиальные нарушения. Разве можно строить бизнес и развиваться в таких условиях и при таком отношении власти к малому предпринимательству?

С одной стороны власть на каждом углу заявляет о значимости малого бизнеса, о его государственной поддержке, а по факту происходит все с точностью до наоборот. А ведь эта проблема носит не только дискриминационный, но и коррупционный характер — когда полномочия размыты, отсутствует определенность в принятии решения и все отдано на усмотрение представителей власти. Когда за любое нарушение законодательства о торговой деятельности следует расторжение договора. И под это может попасть все, что угодно.

Киоски и павильоны нужны

В Тюмени вообще осталось очень мало НТО. Она давно зачищена, и власти продолжают ее зачищать. Но киоски и торговые павильоны нужны. Не все ходят в сетевые магазины за какими-то небольшими покупками. По ходу движения так просто купить там какую-то мелочь.

Киоск более жизнеспособен, чем местные маленькие магазинчики у дома, он стоит на трафике. Если рядом появляется федеральная сеть, то магазинчик умирает, как это было в моей ситуации, а киоски могут выжить. Там сразу виден товар и человек может его купить, не заходя в магазин.

Их надо возрождать, но в цивилизованном виде. Они не должны уродовать город, как это было в 90-х. Киоскам нужно вернуть право торговать пивом и сигаретами. Нам нужны адекватные правила игры. Если владельцы НТО будут зарабатывать, то власть сможет требовать соблюдения внешних параметров. Если человек вкладывается в свой торговый павильон, он должен знать, что вкладывается на долгий срок, что его не снесут по прихоти чиновника. В новых районах киоски особенно необходимы, когда инфраструктура района не создана. Но они должны быть на долгосрочной основе, то есть после появления магазинов не надо их зачищать.

У нас отношение к нестационарным торговым объектам как к лотку с пирожками. А по сути это магазин — с хорошей площадью и затратами на коммунальные услуги, бизнес-оборудованием. И стоимость НТО с современным внешним видом и дорогостоящими материалами наружной отделки соизмерима со стоимостью помещения на первом этаже.

Владимир Панов — региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли, недавно он рассказывал DK.RU о том, как вышел из бизнеса, сдав свой магазин под сетевую точку. В рубрике «Мнение» на DK.RU читайте рассуждения тюменских бизнесменов о том, почему большой бизнес строить проще, чем маленький, и о том, почему предприниматели не спешат вкладываться в развитие собственного дела. Как лучше тратить заработанные деньги и почему в Тюмени больше ценят машины, чем произведения искусства. Если вы хотите рассказать о проблемах своего бизнеса или поделиться новостями, пишите в группу DK.RU.

Подписывайтесь на DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.