Меню

В Тюменской области после 24 февраля снизились объемы добычи нефти

«Все равно нужно добывать». Губернатор Александр Моор дал большую пресс-конференцию, в рамках которой рассказал о влиянии санкций на региональную экономику.

В Тюменской области в условиях санкций, наложенных на Россию в связи с вооруженными действиями в Украине, снизились объемы добычи нефти. Об этом на пресс-конференции сообщил губернатор Александр Моор.

Для нас один из негативных эффектов [санкций] — снижение объемов добычи на Уватском проекте. Из-за того, что по итогам шести месяцев текущего года индекс добычи полезных ископаемых составляет 87,5% к прошлому году, общий индекс промышленного производства пока ниже 100% (97,1%). Но при этом индекс обрабатывающих производств больше 101%. Индекс промпроизводства на предприятиях нефтесервиса — 169%.

По его словам, в последний раз подобное снижение добычи в регионе происходило в 2016 г., тогда это было связано с деятельностью ОПЕК.

Влияние санкций на экономику Тюменской области

В ходе пресс-конференции Моор уделил большое внимание влиянию санкций на региональную экономику. Он отметил, что в первую очередь пострадали налаженные логистические цепочки, но предприятия с этим справляются.

Когда были введены санкции, когда к ним добровольно присоединились компании, кто-то перестал поставлять продукцию, кто-то перестал транспортировать, кто-то — страховать. В моменте возник разрыв. Второй эффект, который все мы почувствовали, опять же из-за разрыва логистических цепочек, — это дефицит или рост цены на товары и услуги. Достаточно оперативно адаптировались, были выстроены новые цепочки поставок, в том числе через третьи страны. Возможные схемы оплаты без нарушения санкций через другие страны. Были оперативно проведены поиск и замена западного оборудования, товаров на аналогичные из других стран, либо были перенаправлены заказы на российские предприятия, которые уже такое оборудование выпускали.

В частности, по словам Моора, строительная сфера достаточно быстро справилась с проблемой поставок импортной продукции. 

Я почти со всеми строителями переговорил, в какой-то период времени была неопределенность, но потом она очень быстро прошла. Достаточно быстро нашли приемлемые аналоги — российские или других стран. Сегодня мы не видим решений об остановке каких-то проектов. Сейчас важно со стороны государства продолжать реализовывать меры, которые стимулируют спрос. Тогда и производители стройматериалов, оборудования для строительной сферы смогут быстро заместить импорт.

А вот в сфере станкостроения процесс идет сложнее — из-за «высокого уровня зависимости РФ от импортного оборудования». Решить эту проблему, по мнению губернатора, можно с помощью господдержки и, если потребуется, изменением системы управления «этими процессами». Вообще, как говорит Моор, нужно смотреть на происходящее как на вызов, и даже как на возможность наращивать собственные компетенции, особенно в сфере нефтесервиса.

Об уходе лидеров нефтесервиса

После начала боевых действий, крупные нефтесервисные компании заявили о приостановке инвестиций в РФ, позже стало известно и об уходе некоторых международных игроков. Александр Моор отмечает, что пока все действующие договоры в Тюменской области исполняются.

Я не исключаю, что со временем компании могут принять решение об уходе из России. Для них это будет серьезной потерей, потому что иностранная нефтесервисная четверка занимает существенную (хоть и не доминирующую) долю рынка нефтесервисных услуг. Они занимают нишу высокотехнологичных и самых дорогих услуг. Для меня, как для любого руководителя региона, в этой истории важны два вопроса — занятость людей и сохранение промышленного потенциала, который был создан в совместной деятельности. У нас в Schlumberger порядка 1000 человек, порядка ста человек на заводе компании Baker Hughes. Пока все на местах, все работают, контракты исполняют. Если сложится какая-то модель выхода, могу предположить, что она будет такой же, как у других иностранных компаний, то есть, через поиск российского покупателя.

Губернатор считает, что активы четверки найдут своего покупателя, и, «учитывая, что они производят конечную продукцию из российских комплектующих, не будет огромного труда сохранить производство и продолжить выпускать продукцию».

Риски (в связи с уходом компаний, — Прим.ред.) есть, надо говорить честно. Западные компании оказывают услуги в сфере высоких технологий. Но это вызов для нас, чтобы мы более ускоренными темпами этот сегмент занимали. Безусловно, полноценной и очень быстрой замены не получится. Но есть потенциал. Все эти четыре крупнейшие компании, где были они ни были зарегистрированы, имеют в основе американский капитал. Если мы используем наши исторические компетенции, наш внутренний большой рынок, то должны ставить перед собой задачу не просто оказывать нефтесервисные услуги внутри страны на современном уровне, но и растить компании, которые могли бы выходить на внешний рынок и оказывать эти услуги другим странам.

Моор добавил, что вне зависимости от санкций «нефть все равно нужно добывать» и выразил уверенность, что нефтяные и газовые компании адаптируются и найдут себе новых партнеров.

Ранее на DK.RU: Крупная американская компания уходит из России — ее структура в Тюмени сменит собственника

Fortum передает свои активы в Тюмени и других городах дочерней структуре