Тюмень сдает позиции? Аркадий Каюгин — о статусе «лучшего города Земли»

Глава тюменского отделения «Городских проектов» считает, что местной власти нужно больше вкладываться в общественный транспорт и повышение качества жизни тюменцев.

В последние десять лет в Тюмени очень популярен неформальный слоган «Лучший город Земли». Официально власти его теперь не используют, они предложили другой — «Город, где начинается путь», но местным жителям первый привычнее и приятнее. Принято считать, что в Тюмени лучшие на Урале дороги, хорошие сады и школы, модернизированное здравоохранение, неплохая экология и очень комфортная жизнь. Регулярно в СМИ появляется информация о разнообразных рейтингах, в топе которых оказывается наш город. Но, по мнению руководителя «Горпроектов» в Тюмени Аркадия Каюгина, все не так радужно. По итогам официального рейтинга, Тюмень уже не является лучшим городом даже в России.

— Каждый год в начале января Финансовый университет при Правительстве РФ публикует итоги исследования качества жизни в городах с населением более 250 тыс. человек. Эксперты оценивают качество жизни по нескольким параметрам — уровень конфликтности социальных отношений, распространение деструктивного поведения жителей, склонность к миграции, работа ЖКХ, качество высшего и среднего образования, доходы, состояние экологии, бизнес-климат, степень озабоченности жителями разными проблемами и работа дорожного хозяйства. Этот рейтинг является наиболее комплексным и учитывает множество показателей — от числа ДТП до количества потребленных товаров, от интереса населения к выставкам и театру до качества вывоза мусора.

В 2014 г. наш город был вторым, а в 2015-2018 гг. Тюмень в этом рейтинге безоговорочно лидировала. Именно тогда широко распространился лозунг про «лучший город Земли». В 2019 г. Тюмень опустилась на третью строчку, а по итогам 2020 г. потеряла ещё девять позиций.

Несколько дней назад был опубликован рейтинг за 2021 г. В топе Москва, Санкт-Петербург и традиционно занимающий высокие позиции Грозный. Тюмень заняла 63 место из 75 городов с населением более 250 тысяч человек. Это после первого места тремя годами ранее! Что это, если не провал?

Хуже всего в Тюмени оказалось с экологией. Наш город получил 45 баллов из 100 возможных. Это на уровне одного из самых грязных городов России — Череповца, и ниже, чем в Красноярске (48) и Челябинске (50). Лесные пожары, летние проблемы с питьевой водой, а также «ароматы» от сжигания кур внесли свой вклад.

По качеству дорожного хозяйства (оценивалось качество дорожного покрытия, качество работы дорожной полиции, общественный транспорт, а также вероятность попасть в пробку и ДТП) Тюмень не вошла и в топ-15, хотя год назад была на 9 месте. По этому показателю нас обогнал даже соседний Курган, а лидерами в этом рейтинге с показателем 100 баллов из 100 стали Магнитогорск и Белгород (сыграла роль, видимо, белгородская транспортная реформа и обновление трамвайного парка в Магнитогорске).

Единственный показатель, по которому Тюмень вошла в топ-15 — это качество ЖКХ и городского благоустройства. Наш город оказался на 12 месте, обогнав Казань, но уступив Сургуту и Нижневартовску.

Тюмень в большинстве показателей этого рейтинга оказалась в середнячках, но по сумме мест — в конце рейтинга. Мы опустились даже по традиционно высоким у нас в регионе доходам населения и миграционному приросту населения.

Почему произошло такое снижение? Вряд ли проблема в том, что жить в Тюмени стало хуже, просто другие города развиваются активнее. Тут как никогда актуальна цитата из «Алисы в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

63 место из 75 возможных — это, конечно, повод для городских и региональных властей задуматься о путях развития города. Возвращение к статусу лидера рейтинга не самоцель для Тюмени, а вот повысить качество жизни людей не помешает.

Начать можно с проблем общественного транспорта и вообще транспортной системы города. Обычно в мае выходит авторитетный рейтинг качества общественного транспорта. В прошлом году Тюмень заняла в нём 28 место, посмотрим, что будет в этом году, но повышения в этом рейтинге ждать не приходится. В 2020 г. пассажиропоток общественного транспорта снизился, но это можно списать на пандемию. Однако снижение в 2021 г. даже относительно 2020 г. — это тревожный звоночек. Система общественного транспорта требует реформирования. Я бы предложил начать повышать качество жизни в Тюмени именно с общественного транспорта.

В конце прошлого года, как писал DK.RU, в деловом центре Тюмени ввели платную парковку. Власти признают, что масштабная автомобилизация угрожает гармоничному развитию города и декларируют приоритет общественного транспорта, но пока реформы больше касаются внешнего облика автобусов и маршруток, систем оплаты и брендирования. Приниципиально решен вопрос с введением бесплатной пересадки (должна появиться через несколько лет), что касается электротранспорта и ликвидации маршруток, то эти темы отнесены к отдаленным перспективам. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.