Глава тюменского отделения «Городских проектов» считает, что местной власти нужно больше вкладываться в общественный транспорт и повышение качества жизни тюменцев.
В последние десять лет в Тюмени очень популярен неформальный слоган «Лучший город Земли». Официально власти его теперь не используют, они предложили другой — «Город, где начинается путь», но местным жителям первый привычнее и приятнее. Принято считать, что в Тюмени лучшие на Урале дороги, хорошие сады и школы, модернизированное здравоохранение, неплохая экология и очень комфортная жизнь. Регулярно в СМИ появляется информация о разнообразных рейтингах, в топе которых оказывается наш город. Но, по мнению руководителя «Горпроектов» в Тюмени Аркадия Каюгина, все не так радужно. По итогам официального рейтинга, Тюмень уже не является лучшим городом даже в России.
— Каждый год в начале января Финансовый университет при Правительстве РФ публикует итоги исследования качества жизни в городах с населением более 250 тыс. человек. Эксперты оценивают качество жизни по нескольким параметрам — уровень конфликтности социальных отношений, распространение деструктивного поведения жителей, склонность к миграции, работа ЖКХ, качество высшего и среднего образования, доходы, состояние экологии, бизнес-климат, степень озабоченности жителями разными проблемами и работа дорожного хозяйства. Этот рейтинг является наиболее комплексным и учитывает множество показателей — от числа ДТП до количества потребленных товаров, от интереса населения к выставкам и театру до качества вывоза мусора.
В 2014 г. наш город был вторым, а в 2015-2018 гг. Тюмень в этом рейтинге безоговорочно лидировала. Именно тогда широко распространился лозунг про «лучший город Земли». В 2019 г. Тюмень опустилась на третью строчку, а по итогам 2020 г. потеряла ещё девять позиций.
Несколько дней назад был опубликован рейтинг за 2021 г. В топе Москва, Санкт-Петербург и традиционно занимающий высокие позиции Грозный. Тюмень заняла 63 место из 75 городов с населением более 250 тысяч человек. Это после первого места тремя годами ранее! Что это, если не провал?
Хуже всего в Тюмени оказалось с экологией. Наш город получил 45 баллов из 100 возможных. Это на уровне одного из самых грязных городов России — Череповца, и ниже, чем в Красноярске (48) и Челябинске (50). Лесные пожары, летние проблемы с питьевой водой, а также «ароматы» от сжигания кур внесли свой вклад.
По качеству дорожного хозяйства (оценивалось качество дорожного покрытия, качество работы дорожной полиции, общественный транспорт, а также вероятность попасть в пробку и ДТП) Тюмень не вошла и в топ-15, хотя год назад была на 9 месте. По этому показателю нас обогнал даже соседний Курган, а лидерами в этом рейтинге с показателем 100 баллов из 100 стали Магнитогорск и Белгород (сыграла роль, видимо, белгородская транспортная реформа и обновление трамвайного парка в Магнитогорске).
Единственный показатель, по которому Тюмень вошла в топ-15 — это качество ЖКХ и городского благоустройства. Наш город оказался на 12 месте, обогнав Казань, но уступив Сургуту и Нижневартовску.
Тюмень в большинстве показателей этого рейтинга оказалась в середнячках, но по сумме мест — в конце рейтинга. Мы опустились даже по традиционно высоким у нас в регионе доходам населения и миграционному приросту населения.
Почему произошло такое снижение? Вряд ли проблема в том, что жить в Тюмени стало хуже, просто другие города развиваются активнее. Тут как никогда актуальна цитата из «Алисы в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
63 место из 75 возможных — это, конечно, повод для городских и региональных властей задуматься о путях развития города. Возвращение к статусу лидера рейтинга не самоцель для Тюмени, а вот повысить качество жизни людей не помешает.
Начать можно с проблем общественного транспорта и вообще транспортной системы города. Обычно в мае выходит авторитетный рейтинг качества общественного транспорта. В прошлом году Тюмень заняла в нём 28 место, посмотрим, что будет в этом году, но повышения в этом рейтинге ждать не приходится. В 2020 г. пассажиропоток общественного транспорта снизился, но это можно списать на пандемию. Однако снижение в 2021 г. даже относительно 2020 г. — это тревожный звоночек. Система общественного транспорта требует реформирования. Я бы предложил начать повышать качество жизни в Тюмени именно с общественного транспорта.
В конце прошлого года, как писал DK.RU, в деловом центре Тюмени ввели платную парковку. Власти признают, что масштабная автомобилизация угрожает гармоничному развитию города и декларируют приоритет общественного транспорта, но пока реформы больше касаются внешнего облика автобусов и маршруток, систем оплаты и брендирования. Приниципиально решен вопрос с введением бесплатной пересадки (должна появиться через несколько лет), что касается электротранспорта и ликвидации маршруток, то эти темы отнесены к отдаленным перспективам.