«Для индивидуального транспорта время в пути уменьшится на 27%, а для общественного транспорта — на 59%». Специалист ТИУ Алексей Фадюшин — о перспективах трамвайной сети.
Осенью прошлого года представители департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени сообщили о проекте создания трамвайной сети из восьми маршрутов по улицам Республики, Ленина, Полевая, Московский тракт, Профсоюзная — Алебашевская, Дружбы, Пермякова, Широтная и Николая Федорова. Ученые Института транспорта ТИУ провели исследование и выяснили, как изменится движение на дорогах Тюмени после появления нового вида общественного транспорта. Об исследовательском проекте DK.RU рассказал ассистент кафедры Эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ Алексей Фадюшин.
— В Тюмени никогда не было трамваев, и жителям города сложно представить, как изменится дорожное движение после внедрения трамвайных маршрутов. Мы изучили некоторые аспекты реализации Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Тюмени до 2040 г., предусматривающей создание трамвайной сети, и представили проект «Тюменский трамвай 2030».
Чтобы заглянуть в будущее и увидеть изменения в транспортной системе города применяется транспортное моделирование. Вместе со студентами Института транспорта ТИУ мы на микроуровне создали две модели дорожного движения на участке улицы Республики в Тюмени.
Что будет, если в Тюмени появится трамвайное движение, какие плюсы и минусы? Этот вопрос по всем возможным трамвайным маршрутам в городе необходимо рассматривать на этапе разработки технического задания на проектирование. На начальном этапе исследования мы сосредоточились на главной транспортной «артерии» города — улице Республики, на участке от Мельникайте до Максима Горького.
Для исключения дублирования маршрутов с появлением трамваев в городе придется скорректировать маршрутную сеть общественного транспорта, в том числе изменить частично или полностью 22 автобусных маршрута. Создание магистральных (в том числе трамвайных) и подвозящих маршрутов общественного транспорта является современным подходом в развитии маршрутной сети в городах.
Фото — Алексей Фадюшин / Youtube.com
Результаты имитационного моделирования показали, что если внедрить трамвайную сеть без учёта схем организации и интенсивности движения на перекрестках, то возможно ухудшение дорожной ситуации и увеличение потерь времени при движении на 20-30%. Но один из способов снижения таких потерь времени — параллельное внедрение на перекрестках элементов интеллектуальной транспортной системы (ИТС) с технологией адаптивного управления светофорными объектами («умных светофоров»), в том числе для обеспечения приоритета трамваям при проезде перекрестков.
В рамках исследования мы разработали алгоритмы адаптивного управления светофорами, а с помощью имитационных моделей рассчитали снижение временных задержек при движении. Для индивидуального транспорта время в пути уменьшится на 27% (по сравнению с 2021 г.), а для общественного транспорта — на 59%!
В исследовании применялось транспортное моделирование с использованием четырех программных продуктов PTV для прогнозирования транспортных потоков на макроуровне, микромоделирования, моделирования работы ИТС, светофорного регулирования и пешеходного движения.
Алексей Фадюшин / Youtube.com
Трамваи в Тюмени предусмотрены муниципальной программой развития общественного транспорта. Когда они появятся, власти пока сказать не могут, это долгосрочные планы. Сейчас общественный транспорт в Тюмени состоит из автобусов и маршруток. Десять лет назад троллейбусное движение было закрыто. Как напоминает DK.RU, в ближайшие годы стоимость проезда в общественном транспорте поднимется до 30 рублей.
В рубрике «Мнение» на DK.RU читайте колонки тюменских экспертов, предпринимателей и представителей власти. В частности, недавно замдиректора дорожной инфраструктуры и транспорта Евгений Сорокин рассказывал о тоннеле, который планируется прокопать под железной дорогой в Тюмени.
Подписывайтесь на DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.