Меню
Деловой квартал — Тюмень

«Карандаш, ватман, линейка». Как архитекторам в России проектировать после 24 февраля

«Карандаш, ватман, линейка». Как архитекторам в России проектировать после 24 февраля
Иллюстрация: из архива Антона Канаткина

«Компании, конечно, могут скачивать программы с торрентов и устанавливать их, но это будет считаться уголовным преступлением». Антон Канаткин — о том, как санкции отразились на отрасли.

Строительная отрасль в России сама по себе испытывает дефицит проектировщиков и конструкторов, умеющих работать со специализированным софтом. А в условиях масштабных санкций, которые введены из-за вооруженных действий на Украине, архитекторам и инженерам, возможно, придется вернуться к карандашу и линейке. Об этом в колонке на DK.RU рассуждает член Союза архитекторов России, тюменский архитектор Антон Канаткин.

— Цивилизованный мир архитектурного проектирования шагнул далеко вперед, развивая не только пути нового взгляда на градостроительство, но и совершенствования компьютерного моделирования. После событий, связанных с 24 февраля, Россия попала под санкционный град, от которого не удалось спастись и программному софту для архитекторов.

На сегодняшний день уникальной технологией проектирования всех разделов является BIM (Building Information Modeling, информационное моделирование зданий). Уникальность заключается в том, что он упрощает жизнь проектировщикам и строителям — в одном проекте объединяются всеобъемлющие данные по дизайну, архитектуре, а также экономическим и инженерным решениям. Следовательно, это помогает избежать большого количества ошибок, дает большую эффективность и окупаемость проекта.

Модель созданная методом BIM, включает в себя не только несущие стены и текстуры материалов, но также все его технические и экономические характеристики. Здесь учитываются все физические данные объекта, варианты размещения в пространстве, стоимость каждого кирпича, окна и радиатора.

В России и до 24 февраля немного компаний работало с BIM-технологией. Во-первых, у нас слабо развита система образования для подготовки таких специалистов. Во-вторых, компаний, где можно комплексно работать по этой системе, тоже ничтожно мало. Ну а теперь программный софт, в котором работают больше 90% всех архитекторов и проектировщиков, заблокирован из-за санкций.

Раньше проектировщики все делали вручную: карандаш, тушь, ватман и линейка. И сегодня мы сделали шаг именно в этом направлении, так как аналогов компьютерных программ российского производства по сути просто нет (о тех, что есть, даже не стоит говорить).

Avtodesk — крупнейший разработчик софта для строительства и машиностроительства, 4 марта 2022 г. приостанавливает работу в РФ. Он выпускает такие программы, как AvtoCad, Revit, 3ds Max, в которых работают если не все, то 90% проектировщиков. Блокировка таких программ создаст существенные проблемы в этой области.

Компании, конечно, могут скачивать программы с торрентов и устанавливать их, но это будет считаться уголовным преступлением и поставит крест на любых зарубежных контрактах и партнерствах.

То, что началось 24 февраля, в дальнейшем, возможно, приведет к еще более жестким санкциям, и работа архитектора и инженера в России может быть совсем заблокирована. А создание отечественного софта — идея хорошая, но, исходя из реалий нашей политики, практически не выполнимая.

Как писал DK.RU, девелоперы УрФО уже ищут замену импортному ПО, эту тему активно обсуждали на мартовском градостроительном форуме, который прошел в Тюмени.

Все начатые проекты застройщики обещают довести до конца, в некоторых компаниях создан запас архитектурных концепций, которые можно компоновать и реализовывать. В частности, об этом DK.RU рассказывали в «Бруснике».