Большое интервью с заместителем главы города, директором тюменского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгением Сорокиным.
В сентябре 2024 г. директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгения Сорокина назначили новым заместителем главы Тюмени.
DK.RU решил узнать, как будет меняться общественный транспорт в городе, что происходит с крупными инфраструктурными проектами и продолжат ли расширять платное парковочное пространство.
Евгений Валерьевич, давайте начнем с общественного транспорта. Этой темой глава города Максим Афанасьев публично обещал заняться. В частности около месяца назад он объявил о резком повышении зарплат водителям автобусов, чтобы преодолеть кадровый дефицит. Помогло?
— После объявления о повышении заработной платы в кадровую службу «ТПАТП №1» стали чаще обращаться претенденты, желающие работать водителями автобусов. В сентябре трудоустроены девять водителей. С 27 сентября 11 потенциальных водителей проходят обучение на категорию «D».
С октября городской бюджет компенсирует перевозчикам затраты на обучение будущих водителей. Также проводятся организационные мероприятия, которые позволят водителям «ТПАТП №1» снимать муниципальное жилье — плата за него будет составлять от 4 тыс. до 11 тыс. руб. в месяц, что существенно ниже среднерыночной в городе.
Когда запустят новые автобусы — те 225 штук, про приобретение которых было объявлено летом?
— Автобусы поступят в рамках проекта «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» с участием средств Фонда национального благосостояния. Заключается договор аренды на условиях коммерческого лизинга между АО «ТПАТП №1» и АО «ГТЛК».
Автобусы преимущественно большого класса вместимости, на маршруты их планируется выпустить до конца 2024 г. Они отвечают всем современным требованиям: низкопольная компоновка, что облегчает посадку и высадку пассажиров, система «книлинг», которая обеспечивает наклон кузова по направлению к посадочной платформе.
В салоне установлены приспособления для перевозки маломобильных пассажиров: аппарели и крепления для инвалидных колясок. Электронные маршрутоуказатели, видеомониторы, речевые автоинформаторы, система кондиционирования, впервые появятся USB-разъемы Туре-С для зарядки мобильных устройств.
Автобусы окрашены в единой цветовой гамме и брендированы в стилистике «Тюменский транспорт», они будут оснащены валидаторами.
Сообщалось, что эти автобусы — с валидаторами — будут работать без кондукторов. Каким образом будет обеспечен адекватный уровень оплаты проезда? Можно предположить, что не все пассажиры без внешнего контроля будут платить.
— Оснащение автобусов валидаторами не означает одномоментного отказа от кондукторов. Первоначально бескондукторная оплата будет введена на некоторых социальных и садоводческих маршрутах с низким пассажиропотоком. На остальных маршрутах оплата проезда будет возможна и кондуктору, и через валидатор.
Администрация Тюмени планирует выступить с инициативой внесения изменений в КоАП Тюменской области в части увеличения штрафа за безбилетный проезд.
Кроме того, проработаем возможность изменения тарифного меню, чтобы стимулировать своевременную оплату проезда. Варианты расширения тарифного меню прорабатываются. Как только будут первые результаты, мы обязательно о них расскажем.
Стоимость проезда будет увеличена в следующем году?
— В конце прошлого года было принято постановление «О долгосрочных тарифах на перевозку транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ» на 2024-26 гг.
В соответствии с этим постановлением в 2025 г. тариф составит 32 руб., в 2026 г. — 33 руб. Скидка в один рубль при безналичной оплате в 2025 и 2026 гг. сохранится.
Снимет ли город ограничение на количество бесплатных пересадок? Сейчас по цене одного билета можно воспользоваться только двумя автобусами или маршрутками. Рассматривается ли возможность увеличить, например, до трех?
— Количество пересадок регулируется Социальным стандартом транспортного обслуживания, утвержденным специальным распоряжением Министерства транспорта РФ, согласно этому документу в городах с численностью населения более 500 тыс. человек пассажиры не должны совершать более двух пересадок. Исходя из этого складываются параметры пересадочного тарифа в Тюмени.
То есть пока ограничение на число пересадок сохранится. Есть ли у города данные по использованию пересадочного тарифа? Повлиял ли он на пассажиропоток?
— С января по сентябрь 2024 г. пересадочным тарифом воспользовались 1 615 160 пассажиров. Пассажиропоток ежегодно увеличивается в среднем на 5%.
Насколько мы понимаем, город окончательно отказался от идеи запуска трамваев в пользу скоростных автобусов. Почему было принято такое решение? Еще пять лет назад этот вариант рассматривали всерьез, были даже составлены примерные маршруты из спальных районов к центру.
— Вопрос организации трамвайного сообщения прорабатывался. Сложность заключается в создании инфраструктуры, особенно в центральной части города.
В долгосрочной перспективе рассматривается вопрос организации в Тюмени скоростного автобусного сообщения технологии Bus Rapid Transit (BRT). Маршруты скоростного автобуса прокладываются по специально выделенным для них полосам, чаще всего физически обособленным от основного транспортного потока, с использованием подвижного состава большой и особо большой вместимости.
Системы BRT отличаются более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надежность, провозная способность).
По некоторым параметрам, в частности по скорости, системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) при значительно меньших изначальных капиталовложениях.
Когда планируется создать сеть скоростных автобусов, которые будут ходить по отдельным от основного потока дорогам?
— В соответствии с программой комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), принятой в 2018 г. и рассчитанной до 2040 г., строительство линий внеуличного транспорта совокупной протяженностью 51,78 км в Тюмени планируется после 2031 г. При корректировке ПКРТИ будет рассмотрен вопрос организации обособленных полос для скоростного автобусного сообщения в долгосрочной перспективе.
Вопрос выбора вида внеуличного транспорта, а также способа организации его линий требует детальной проработки и сравнения по технико-экономическим показателям.
Если город в итоге откажется от электротранспорта в виде трамваев, то, возможно, количество электробусов будет увеличиваться?
— У «ТПАТП №1» есть один электробус ЛиАЗ-6274, имеющий экологический класс «Евро-6», он был приобретен в 2017 г., чтобы мы могли наработать опыт эксплуатации электробусов в местных климатических и дорожных условиях
Но сейчас он не эксплуатируется, поскольку в ходе реконструкции аэропорта Рощино была демонтирована одна из зарядных станций и быстрая зарядка электробуса стал невозможной (электробус ходил в Рощино, — прим.ред.).
Мы прорабатываем альтернативные варианты организации ультрабыстрой зарядки на маршруте, после чего электробус будет возвращен в эксплуатацию.
Учитывая более высокую стоимость электробусов относительно автобусов аналогичного класса с двигателями на дизельном топливе и природном газе, закупать их пока не планируется. Кроме того, дискуссионным является вопрос утилизации батарей электробусов из-за негативного воздействия на окружающую среду.
Но вопрос приобретения электробусов может быть рассмотрен в дальнейшем, с учетом совершенствования данного вида техники и снижения стоимости, либо появления федеральных программ, которые позволят снизить для нас стоимость электробуса.
Больной вопрос — маршрутки: есть ли какой-то горизонт, когда маршрутки перестанут использоваться для связи густонаселенных спальных районов с центром города? Вы уже говорили, что в целом такая задача перед городом стоит.
— В ближайшее время планируется разработка стратегии развития общественного транспорта Тюмени. Она позволит ответить на эти вопросы, в том числе сколько и какого класса автобусы необходимы городу сейчас и на ближайшую перспективу, а также каковы при этом будут затраты бюджета и какой оптимальный тариф должен быть заложен в формируемых муниципальных контрактах.
Получается, что в ближайшие годы маршрутки никуда не денутся. Очень жаль. Теперь к платным парковкам. Недавно депутаты облдумы презентовали законопроект по введению скидки на штрафы за неоплату парковки, если они оплачиваются вовремя. Как вы относитесь к такой инициативе?
— Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта такую инициативу поддерживает. Это может мотивировать граждан к более ответственному отношению к своим финансовым обязательствам, снизит количество просроченных платежей, а также поможет сэкономить деньги.
А в целом сколько водители заплатили за парковку в Тюмени в этом году?
— С января по сентябрь 2024 г. пользователи платных муниципальных парковок перечислили в бюджет города почти 70,7 млн руб.
На днях было объявлено о введении новых платных зон, в том числе у ж/д вокзала и еще на нескольких улицах в центральной части города. Какие улицы включат в единое парковочное пространство в 2025 г.?
— Проект единого городского парковочного пространства разработан специалистами Тюменского индустриального университета. Третий этап его расширения включает в себя ул. Тургенева, ул. Семакова, ул. Кирова, ул. Урицкого, ул. Первомайская, ул. Привокзальная (в том числе район ЖДВ), ул. Советская, ул. Елецкая — с 5 ноября.
В 2025 г. платное парковочное пространство будет введено по ул. Мельникайте на отрезке от ул. Республики до ТИУ, на ул. Фабричная и ул. Котовского.
Появятся ли платные парковки в спальных районах Тюмени?
— Такой цели у нас нет.
В соседних городах, например в Екатеринбурге, нет периодов бесплатной парковки, то есть платить необходимо ночью, в выходные и в праздники. Тюмень по такому пути не пойдет?
— Вносить какие-либо изменения в режим работы парковок пока не планируется. С 20 февраля 2023 г. плата за парковки в рамках единого парковочного пространства взимается с 9.00 до 18.00, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней. С 18:00 до 09:00 парковки бесплатны. Такой режим работы позволяет обеспечить оборачиваемость парковочных мест.
Что касается строительства дорог. Город не отказывается от проекта магистрали непрерывного движения по улице Мельникайте? Этот проект много критиковали, в основном, из-за развязок в центре Тюмени.
— Дорожные развязки в рамках транспортного коридора от улицы Щербакова до Обхода Тюмени по Мельникайте включены в разработанную и утвержденную в установленном порядке документацию территориального планирования. Этим обусловлена необходимость их строительства.
Транспортный коридор предусматривает строительство четырех развязок (на 30 лет Победы, Республики, 50 лет Октября, Дружбы) и 11 пешеходных переходов в разных уровнях, реконструкцию улицы Мельникайте на отрезках от Харьковской до Хабаровской и от моста через Туру до улицы Дружбы. Также планируется строительство улицы Мельникайте от Дружбы до Щербакова.
Все это требует значительного финансирования и большого объема работ, поэтому строится поэтапно, исходя из сроков, установленных ПКРТИ: пробивка Мельникайте от Дружбы до Щербакова запланирована на 2025-2030 гг., развязка на 50 лет Октября — 2026-2030 гг., развязка на пересечении с ул. Республики — на 2031-2035 гг.
Депутаты городской думы и представители кикшерингов недавно обсуждали необходимость строительства дорожек для электросамокатов и велосипедов. Причем эти дорожки, по их мнению, должны быть физически отделены от проезжей части и тротуаров, а не просто нарисованы. На ваш взгляд, возможно ли такое в Тюмени?
— Учитывая стесненные условия улиц, особенно в исторической части Тюмени, создание дополнительных полос для движения средств индивидуальной мобильности нецелесообразно.
Тоннель под железной дорогой в центре Тюмени — на какой стадии проект? Есть ли понимание, сколько он может стоить? Когда планируется его строить?
— Разработка предпроектной документации по обоснованию инвестиций завершена. Предполагаемая (предельная) стоимость объекта в ценах по состоянию на третий квартал 2023 г. составила почти 13,9 млрд руб. Но стоимость придется еще уточнять на этапе разработки проекта.
Сразу скажу, что в проекте бюджета Тюмени на 2025 г. и плановый период 2026-27 гг. расходы на выполнение проектных и строительно-монтажных работ по этому объекту не предусмотрены.
Согласно ПКРТИ, строительство автодорожного тоннеля в створе ул. Первомайская и ул. Калинина предполагается в 2026-2030 гг. Более точные сроки будут определены исходя из условий финансирования дорожного хозяйства.
И в завершение про ближайшую перспективу. Какие дороги планируется строить и ремонтировать в Тюмени в 2025 г.?
— В следующем году будем строить улицы и дороги в Комаровском и Велижанском районах, в Казарово и Березняках. Планируется реконструкция Запольной на участке от Грибоедова до развязки на Мориса Тореза, а также строительство дорог в районе Магистральной — Григория Алексеева, улицы Вьюжной от Заполярной до Бованенко, дороги в мкр. Мелиораторов (от домов ул. Мелиораторов №4 до ул. Голышева №4а).
Будем строить дорогу от трассы Р-254 «Иртыш» (Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск) до автодороги Червишевское кладбище-2.
Читайте также на DK.RU: Нехватку водителей автобусов в Тюмени восполнят за счет привлечения женщин
Дорожную развязку на Червишевском тракте в Тюмени достроят в 2025 году
Старый Тобольский тракт хотят застраивать. В планах автовокзал и спорткомплекс
Электричка Екатеринбург — Тюмень будет продлена до Омска с 15 декабря
Тюменская девелоперская компания предлагает пустить по Туре речные трамваи
Тюмень заняла 35 место в рейтинге городов по качеству общественного транспорта
Ученые показали, как трамвай изменит движение на улице Республики в Тюмени
Подписывайтесь на DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.