Когда в Тюмени пророют тоннель, почему BRT лучше трамвая и где еще введут платные парковки

Когда в Тюмени пророют тоннель, почему BRT лучше трамвая и где еще введут платные парковки
Иллюстрация: Тюмень — наш дом / Vk.com

Большое интервью с заместителем главы города, директором тюменского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгением Сорокиным.

В сентябре 2024 г. директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгения Сорокина назначили новым заместителем главы Тюмени.

DK.RU решил узнать, как будет меняться общественный транспорт в городе, что происходит с крупными инфраструктурными проектами и продолжат ли расширять платное парковочное пространство. 

Евгений Валерьевич, давайте начнем с общественного транспорта. Этой темой глава города Максим Афанасьев публично обещал заняться. В частности около месяца назад он объявил о резком повышении зарплат водителям автобусов, чтобы преодолеть кадровый дефицит. Помогло?

— После объявления о повышении заработной платы в кадровую службу «ТПАТП №1» стали чаще обращаться претенденты, желающие работать водителями автобусов. В сентябре трудоустроены девять водителей. С 27 сентября 11 потенциальных водителей проходят обучение на категорию «D».

С октября городской бюджет компенсирует перевозчикам затраты на обучение будущих водителей. Также проводятся организационные мероприятия, которые позволят водителям «ТПАТП №1» снимать муниципальное жилье — плата за него будет составлять от 4 тыс. до 11 тыс. руб. в месяц, что существенно ниже среднерыночной в городе.

Когда запустят новые автобусы — те 225 штук, про приобретение которых было объявлено летом?

— Автобусы поступят в рамках проекта «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» с участием средств Фонда национального благосостояния. Заключается договор аренды на условиях коммерческого лизинга между АО «ТПАТП №1» и АО «ГТЛК».

Автобусы преимущественно большого класса вместимости, на маршруты их планируется выпустить до конца 2024 г. Они отвечают всем современным требованиям: низкопольная компоновка, что облегчает посадку и высадку пассажиров, система «книлинг», которая обеспечивает наклон кузова по направлению к посадочной платформе.

В салоне установлены приспособления для перевозки маломобильных пассажиров: аппарели и крепления для инвалидных колясок. Электронные маршрутоуказатели, видеомониторы, речевые автоинформаторы, система кондиционирования, впервые появятся USB-разъемы Туре-С для зарядки мобильных устройств.

Автобусы окрашены в единой цветовой гамме и брендированы в стилистике «Тюменский транспорт», они будут оснащены валидаторами.

Сообщалось, что эти автобусы — с валидаторами — будут работать без кондукторов. Каким образом будет обеспечен адекватный уровень оплаты проезда? Можно предположить, что не все пассажиры без внешнего контроля будут платить.

— Оснащение автобусов валидаторами не означает одномоментного отказа от кондукторов. Первоначально бескондукторная оплата будет введена на некоторых социальных и садоводческих маршрутах с низким пассажиропотоком. На остальных маршрутах оплата проезда будет возможна и кондуктору, и через валидатор.

Администрация Тюмени планирует выступить с инициативой внесения изменений в КоАП Тюменской области в части увеличения штрафа за безбилетный проезд.

Кроме того, проработаем возможность изменения тарифного меню, чтобы стимулировать своевременную оплату проезда. Варианты расширения тарифного меню прорабатываются. Как только будут первые результаты, мы обязательно о них расскажем. 

Стоимость проезда будет увеличена в следующем году?

— В конце прошлого года было принято постановление «О долгосрочных тарифах на перевозку транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ» на 2024-26 гг.

В соответствии с этим постановлением в 2025 г. тариф составит 32 руб., в 2026 г. — 33 руб. Скидка в один рубль при безналичной оплате в 2025 и 2026 гг. сохранится. 

Снимет ли город ограничение на количество бесплатных пересадок? Сейчас по цене одного билета можно воспользоваться только двумя автобусами или маршрутками. Рассматривается ли возможность увеличить, например, до трех?

— Количество пересадок регулируется Социальным стандартом транспортного обслуживания, утвержденным специальным распоряжением Министерства транспорта РФ, согласно этому документу в городах с численностью населения более 500 тыс. человек пассажиры не должны совершать более двух пересадок. Исходя из этого складываются параметры пересадочного тарифа в Тюмени.

То есть пока ограничение на число пересадок сохранится. Есть ли у города данные по использованию пересадочного тарифа? Повлиял ли он на пассажиропоток?

— С января по сентябрь 2024 г. пересадочным тарифом воспользовались 1 615 160 пассажиров. Пассажиропоток ежегодно увеличивается в среднем на 5%.

Насколько мы понимаем, город окончательно отказался от идеи запуска трамваев в пользу скоростных автобусов. Почему было принято такое решение? Еще пять лет назад этот вариант рассматривали всерьез, были даже составлены примерные маршруты из спальных районов к центру.

— Вопрос организации трамвайного сообщения прорабатывался. Сложность заключается в создании инфраструктуры, особенно в центральной части города.

В долгосрочной перспективе рассматривается вопрос организации в Тюмени скоростного автобусного сообщения технологии Bus Rapid Transit (BRT). Маршруты скоростного автобуса прокладываются по специально выделенным для них полосам, чаще всего физически обособленным от основного транспортного потока, с использованием подвижного состава большой и особо большой вместимости.

Системы BRT отличаются более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надежность, провозная способность).

По некоторым параметрам, в частности по скорости, системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) при значительно меньших изначальных капиталовложениях.

Когда планируется создать сеть скоростных автобусов, которые будут ходить по отдельным от основного потока дорогам?

— В соответствии с программой комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), принятой в 2018 г. и рассчитанной до 2040 г., строительство линий внеуличного транспорта совокупной протяженностью 51,78 км в Тюмени планируется после 2031 г. При корректировке ПКРТИ будет рассмотрен вопрос организации обособленных полос для скоростного автобусного сообщения в долгосрочной перспективе.

Вопрос выбора вида внеуличного транспорта, а также способа организации его линий требует детальной проработки и сравнения по технико-экономическим показателям.

Если город в итоге откажется от электротранспорта в виде трамваев, то, возможно, количество электробусов будет увеличиваться?

— У «ТПАТП №1» есть один электробус ЛиАЗ-6274, имеющий экологический класс «Евро-6», он был приобретен в 2017 г., чтобы мы могли наработать опыт эксплуатации электробусов в местных климатических и дорожных условиях

Но сейчас он не эксплуатируется, поскольку в ходе реконструкции аэропорта Рощино была демонтирована одна из зарядных станций и быстрая зарядка электробуса стал невозможной (электробус ходил в Рощино, — прим.ред.).

Мы прорабатываем альтернативные варианты организации ультрабыстрой зарядки на маршруте, после чего электробус будет возвращен в эксплуатацию.

Учитывая более высокую стоимость электробусов относительно автобусов аналогичного класса с двигателями на дизельном топливе и природном газе, закупать их пока не планируется. Кроме того, дискуссионным является вопрос утилизации батарей электробусов из-за негативного воздействия на окружающую среду.

Но вопрос приобретения электробусов может быть рассмотрен в дальнейшем, с учетом совершенствования данного вида техники и снижения стоимости, либо появления федеральных программ, которые позволят снизить для нас стоимость электробуса.

Больной вопрос — маршрутки: есть ли какой-то горизонт, когда маршрутки перестанут использоваться для связи густонаселенных спальных районов с центром города? Вы уже говорили, что в целом такая задача перед городом стоит

— В ближайшее время планируется разработка стратегии развития общественного транспорта Тюмени. Она позволит ответить на эти вопросы, в том числе сколько и какого класса автобусы необходимы городу сейчас и на ближайшую перспективу, а также каковы при этом будут затраты бюджета и какой оптимальный тариф должен быть заложен в формируемых муниципальных контрактах.

Получается, что в ближайшие годы маршрутки никуда не денутся. Очень жаль. Теперь к платным парковкам. Недавно депутаты облдумы презентовали законопроект по введению скидки на штрафы за неоплату парковки, если они оплачиваются вовремя. Как вы относитесь к такой инициативе?

— Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта такую инициативу поддерживает. Это может мотивировать граждан к более ответственному отношению к своим финансовым обязательствам, снизит количество просроченных платежей, а также поможет сэкономить деньги.

А в целом сколько водители заплатили за парковку в Тюмени в этом году?

— С января по сентябрь 2024 г. пользователи платных муниципальных парковок перечислили в бюджет города почти 70,7 млн руб.

На днях было объявлено о введении новых платных зон, в том числе у ж/д вокзала и еще на нескольких улицах в центральной части города. Какие улицы включат в единое парковочное пространство в 2025 г.?

— Проект единого городского парковочного пространства разработан специалистами Тюменского индустриального университета. Третий этап его расширения включает в себя ул. Тургенева, ул. Семакова, ул. Кирова, ул. Урицкого, ул. Первомайская, ул. Привокзальная (в том числе район ЖДВ), ул. Советская, ул. Елецкая — с 5 ноября.

В 2025 г. платное парковочное пространство будет введено по ул. Мельникайте на отрезке от ул. Республики до ТИУ, на ул. Фабричная и ул. Котовского.

Появятся ли платные парковки в спальных районах Тюмени?

— Такой цели у нас нет.

В соседних городах, например в Екатеринбурге, нет периодов бесплатной парковки, то есть платить необходимо ночью, в выходные и в праздники. Тюмень по такому пути не пойдет?

— Вносить какие-либо изменения в режим работы парковок пока не планируется. С 20 февраля 2023 г. плата за парковки в рамках единого парковочного пространства взимается с 9.00 до 18.00, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней. С 18:00 до 09:00 парковки бесплатны. Такой режим работы позволяет обеспечить оборачиваемость парковочных мест.

Что касается строительства дорог. Город не отказывается от проекта магистрали непрерывного движения по улице Мельникайте? Этот проект много критиковали, в основном, из-за развязок в центре Тюмени.

— Дорожные развязки в рамках транспортного коридора от улицы Щербакова до Обхода Тюмени по Мельникайте включены в разработанную и утвержденную в установленном порядке документацию территориального планирования. Этим обусловлена необходимость их строительства.

Транспортный коридор предусматривает строительство четырех развязок (на 30 лет Победы, Республики, 50 лет Октября, Дружбы) и 11 пешеходных переходов в разных уровнях, реконструкцию улицы Мельникайте на отрезках от Харьковской до Хабаровской и от моста через Туру до улицы Дружбы. Также планируется строительство улицы Мельникайте от Дружбы до Щербакова.

Все это требует значительного финансирования и большого объема работ, поэтому строится поэтапно, исходя из сроков, установленных ПКРТИ: пробивка Мельникайте от Дружбы до Щербакова запланирована на 2025-2030 гг., развязка на 50 лет Октября — 2026-2030 гг., развязка на пересечении с ул. Республики — на 2031-2035 гг.

Депутаты городской думы и представители кикшерингов недавно обсуждали необходимость строительства дорожек для электросамокатов и велосипедов. Причем эти дорожки, по их мнению, должны быть физически отделены от проезжей части и тротуаров, а не просто нарисованы. На ваш взгляд, возможно ли такое в Тюмени?

— Учитывая стесненные условия улиц, особенно в исторической части Тюмени, создание дополнительных полос для движения средств индивидуальной мобильности нецелесообразно.

Тоннель под железной дорогой в центре Тюмени — на какой стадии проект? Есть ли понимание, сколько он может стоить? Когда планируется его строить?

— Разработка предпроектной документации по обоснованию инвестиций завершена. Предполагаемая (предельная) стоимость объекта в ценах по состоянию на третий квартал 2023 г. составила почти 13,9 млрд руб. Но стоимость придется еще уточнять на этапе разработки проекта.

Сразу скажу, что в проекте бюджета Тюмени на 2025 г. и плановый период 2026-27 гг. расходы на выполнение проектных и строительно-монтажных работ по этому объекту не предусмотрены.

Согласно ПКРТИ, строительство автодорожного тоннеля в створе ул. Первомайская и ул. Калинина предполагается в 2026-2030 гг. Более точные сроки будут определены исходя из условий финансирования дорожного хозяйства.

И в завершение про ближайшую перспективу. Какие дороги планируется строить и ремонтировать в Тюмени в 2025 г.?

— В следующем году будем строить улицы и дороги в Комаровском и Велижанском районах, в Казарово и Березняках. Планируется реконструкция Запольной на участке от Грибоедова до развязки на Мориса Тореза, а также строительство дорог в районе Магистральной — Григория Алексеева, улицы Вьюжной от Заполярной до Бованенко, дороги в мкр. Мелиораторов (от домов ул. Мелиораторов №4 до ул. Голышева №4а).

Будем строить дорогу от трассы Р-254 «Иртыш» (Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск) до автодороги Червишевское кладбище-2.

Читайте также на DK.RU: Нехватку водителей автобусов в Тюмени восполнят за счет привлечения женщин

Дорожную развязку на Червишевском тракте в Тюмени достроят в 2025 году

Старый Тобольский тракт хотят застраивать. В планах автовокзал и спорткомплекс

Электричка Екатеринбург — Тюмень будет продлена до Омска с 15 декабря

Тюменская девелоперская компания предлагает пустить по Туре речные трамваи

Тюмень заняла 35 место в рейтинге городов по качеству общественного транспорта

Ученые показали, как трамвай изменит движение на улице Республики в Тюмени

Самое читаемое
  • В сентябре в Екатеринбурге откроют «Легенду»В сентябре в Екатеринбурге откроют «Легенду»
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • В Литературном квартале Екатеринбурга начали сносить домаВ Литературном квартале Екатеринбурга начали сносить дома
  • Хантинг 2.0: новая этика в охоте за талантами на вес золотаХантинг 2.0: новая этика в охоте за талантами на вес золота
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.