«Задача дилеров — не уйти в дикий рынок, как в 90-е». Будут ли россияне пересаживаться с Camry на Vesta, сколько ждать оригинальные запчасти и что происходит с гарантией — директор Audi Центра Тюмень.
Дилеры западных брендов в 2023 г. продолжат работать в России в надежде, что ситуация изменится. Гарантии на уже купленные автомобили пока обещают сохранить, а новые машины — доставать через третьи страны. Каким был 2022 г. для автобизнеса, что будет с ценами в нынешнем году и где дилеры берут запчасти для гарантийного ремонта? DK.RU задал эти вопросы Тарасу Сукманову, директору Audi Центр Тюмень.
Летом 2022 г. вы говорили, что последняя поставка новых автомобилей была в марте и машин хватит до октября. Хватило?
— Да, но в декабре мы еще привезли со складов в Москве электромобили Audi E-tron и автомобили Audi Q8. В конце года продали семь машин компании «Брусника» — это была последняя сделка с автомобилями, которые ввозил официальный дистрибьютор в начале года. На февраль 2023 г. у нас остался один автомобиль от поставщика. Также мы привезли автомобили из Кореи в хороших комплектациях.
Где теперь, в 2023 г., дилеры планируют брать машины?
— На складах в Москве у Audi и других компаний, пока еще что-то есть. В этом отношении лучше всех себя чувствует BMW, у них есть запасы, а также они активно пользуются параллельным импортом.
Как и другие дилеры, мы переквалифицировались и получаем автомобили из Казахстана, частично из Европы, ведем переговоры по поводу Кореи, перекупаем у дилеров, которые уже наладили параллельный импорт. Это такие компании, как «Авилон», они привозят сюда автомобили, предназначавшиеся для китайского рынка.
Кроме того, мы закупили электромобили Volkswagen ID.6 и продаем их по невысокой цене, порядка 4,7-4,8 млн. На сегодняшний день появляются позиции, которые раньше не были ориентированы на российский рынок, сейчас он будет более разнообразным.
Единственный минус — сохранится дефицит автомобилей, по прогнозам «Автостата», порядка 1 млн штук. Планируется, что в этом году на рынке будет продано около 620-650 тыс. машин. В принципе, это результаты 2022 г. Планы на прошлый год были на уровне 1,6 млн, но в связи с прекращением поставок в итоге получилось около 650 тыс. Если говорить в целом по году, то рынок упал на 82-85%.
Чуть более оптимистичен прогноз АвтоВАЗа — в 2023 г. будет продано до 800 тыс. автомобилей. При этом сам АвтоВАЗ планирует реализовать 380-400 тыс. машин — это почти 50% объема рынка, оставшуюся часть займут китайские бренды, коих у нас представлено достаточно много. И 10-15% — параллельный импорт всех других марок.
Вы как дилер Audi не будете брать ВАЗовские автомобили?
— Не будем. Наш собственник — это японская компания Mitsui. Япония теперь относится к «недружественным» странам, все инвестиции в Россию японцами прекращены. Мы даже ушли от Сбербанка в зарплатном проекте, работаем с Райффайзенбанком. К сожалению, нам параллельный импорт запрещен.
А как тогда вы планируете получать новые машины для продажи?
— У поставщиков, которые их привозят. Например, «Авилон» смог наладить параллельный импорт, и мы у него перекупаем. Но, как я говорил, параллельного импорта в 2023 г. будет 10-15%, не больше. Это не те объемы, которые могут обеспечить спрос на российском рынке. У нас осталось 14 брендов, из них 90% — китайские. Активно продаются Hyundai и KIA, но пополняются они, в основном, параллельным импортом. За этот год у нас появится еще три-четыре китайских бренда, в лучшем случае. Может, что-то будет и с «Москвичом».
Его вы тоже продавать не будете, насколько можно понять.
— Нет, у нас санкции. Япония сейчас не планирует инвестировать в бизнес в России, именно у нашего холдинга не будет таких возможностей. Задача на этот год — сохранение бизнеса. Мы должны остаться, и остаться в плюсе, используя ресурсы, которые у нас есть, это в том числе бренды Toyota, Lexus, Porsche.
2022 г. для дилеров все-таки был довольно неплохим. Годовой план мы закрыли в июне за счет резкого скачка цен и ажиотажа.
Многие другие дилеры тоже хорошо закрыли год, да и дистрибьютор Audi RUS, в принципе, тоже хорошо заработал, как и другие поставщики.
Если 2022 г. был неплохим (даже с учетом провала, о котором вы говорили), то что тогда будет в 2023 г.?
— В этом году рынок будет только формироваться, а структура — меняться. Все будет очень сильно зависеть от политической обстановки.
Сами понимаете, могут принять какие-то решения, допустим, повторная мобилизация, тогда всем будет не до автомобилей, не до покупок, а уж кредиты точно никто брать не будет. Часть платежеспособного населения покинет страну либо будет мобилизована.
За последние полгода рынок более или менее выровнялся. В самом начале был скачок цен, люди что-то похватали, потом автомобили перестали продаваться по космическим ценам, и где-то в августе-сентябре цены немного откатились. Они уже никогда не будут такими, как в начале 2022 г. или в 2021 г. Но, по крайней мере, они стабилизировались.
Если серьезных экономических и политических потрясений не будет, то рынок останется относительно стабильным, будет формироваться новый покупательский спрос.
Сейчас покупателям уже не стоит рассчитывать на автомобили западных брендов, придется покупать машины, ввезенные без гарантии по параллельному импорту в небольших количествах, либо искать автомобили с пробегом, либо пересаживаться на китайский бренд.
А АвтоВАЗ — это категория недорогих автомобилей, их покупатели останутся, возможно, их станет немного больше. Но мало кто с новой Toyota Camry пересядет на Lada Vesta. В ближайшие три года этого точно не произойдет.
Вы упомянули автомобили с пробегом, по всей видимости, этот сегмент будет расти?
— Да, будет — за счет того, что нет новых автомобилей, есть лишь параллельный импорт. Мы работаем со своей клиентской базой — с теми, кто хочет поменять более старый автомобиль на «посвежее». У нас есть в наличии годовалые и двухгодовалые автомобили, а машине клиента, например, четыре года — он может поменять ее на автомобиль с меньшим пробегом. Машины с пробегом также заходят к нам по параллельному импорту.
Так же, как раньше из Японии гнали?
— Примерно так. Человек покупает двухгодовалую машину в Германии, пригоняет ее через Белоруссию, она попадает к нам и мы предлагаем ее клиентам. Сейчас рынок не такой, как в 90-е, все-таки люди привыкли к дилерам, нормальным площадкам, финансовым предложениям.
Наша задача как дилеров сохранить цивилизованный рынок, не уйти в «дикий» рынок, сохранить все «чистое и светлое».
Пока есть предварительные прогнозы, что в 2024 г. все более или менее стабилизируется, а через три-четыре года, возможно, вернутся какие-то дистрибьюторы, бренды. Но это, конечно, предварительно.
Пока этого не произошло, что будет с сервисом и запчастями?
— В этом плане руки у нас не связаны, мы можем предлагать альтернативные варианты, зарабатывать на аналогах. Оригинальные запчасти поставляются, но это очень сложные цепочки поставок и более высокие цены (они поднялись на 50-100%). Запчасть, произведенная в Европе, сначала попадает в Арабские Эмираты, оттуда — в Армению или еще куда-то, оттуда уже в Россию. При этом все хотят заработать, так что цена растет.
Но самое ужасное — это не цена (те, кому это необходимо, готовы платить), а сроки поставки. Сейчас это минимум три-четыре недели, некоторые запчасти едут к нам до четырех месяцев.
Самая большая проблема — кузовные детали, за них никто не хочет браться, потому что, проезжая через несколько стран, капот или дверь могут повредиться, а ответственность нести никто не хочет. Так что сейчас попадать в ДТП — это опасно во всех смыслах.
Недавно была информация, что люди стали аккуратнее ездить. Вы этого не замечали по своим клиентам?
— Возможно, хотя я сам недавно случайно попал в ДТП, до этого не попадал. Но действительно, все стали следить за автомобилями, качественнее их обслуживать.
Все помнят 90-е: пригнал машину из Японии, и остаешься с ней один на один. Сейчас то же самое. Покупатель Audi Q8 за 10,5 млн руб. может оказаться в той же ситуации, что и тот, кто купил Toyota Corolla в 2004 г. За обслуживание платишь, за ремонт платишь, но, если попал в ДТП, оригинальных запчастей не достать.
Да еще пока все оформишь, согласуешь со страховой компанией... Это, кстати, тоже крайне сложно: страховщики не знают, на какие цены ориентироваться. С некоторыми страховыми мы вообще разорвали отношения, поскольку они не готовы работать по новым ценам, а мы не готовы выполнять ремонт себе в убыток.
У нас есть люди, которые уже 10 месяцев ремонтируют машину: заказали запчастей на полтора миллиона, а двух деталей, условно, на 5 тыс. руб., не хватает. А без них начать ремонт невозможно, поэтому приходится ждать еще два-три месяца. За рубежом ведь тоже есть дефицит запчастей, и некоторых элементов нет даже там — например, проводов, которые производились в Украине. Такая проблема есть у Audi и Porsche.
Клиенты, конечно, очень сильно страдают, мы помогаем, чем можем. Но при этом значительно усилился потребительский экстремизм. Клиенты понимают, что мы не можем провести гарантийный ремонт в 45-дневный срок, как должны по закону о защите прав потребителей, и активно этим пользуются. Например, хотят сдать нам автомобили по новым ценам.
Недавно был случай, когда клиент купил Audi Q5 за 3,1 млн, подготовился и выставил нам ее за 12,5 млн. Мы, конечно, смогли где-то в середине договориться — около семи миллионов.
Это очень расстраивает. Еще четыре-пять таких клиентов, и дилерство закроется. Потом они сами же не смогут приехать, получить нормальное обслуживание, бесплатную мойку, выпить чашечку кофе. Придется ездить в гаражи, загрузка которых уже увеличилась, или просто оставлять машину и идти домой пешком.
Если каждый клиент будет выкатывать дилеру три-четыре стоимости автомобиля плюс проценты по кредиту, это приведет к тому, что рынок станет диким, как в 90-е.
Люди не понимают, что все сейчас находятся в тяжелой ситуации, дилерским центрам в принципе бы на плаву остаться. Может, лучше подождать лишние две-три недели, пока приедет деталь, а потом получить свой исправный автомобиль и ездить на нем дальше.
По запчастям у нас есть три-четыре поставщика, основные детали для слесарного ремонта приходят за три-четыре недели, по кузовным работам находим поставщиков, которые готовы привезти за месяц.
Очень больной вопрос — гарантия на новый автомобиль. Что будет с ней?
— Пока у всех официальных поставщиков сохраняется гарантия на все, что привезено и продано на российском рынке. Здесь все работает так же, как до 24 февраля 2022 г. Пока нас поддерживает поставщик, мы от гарантийных ремонтов не отказываемся.
Но если вы привезли машину из Казахстана, гарантии на нее не будет — это к казахскому дилеру.
Также не поддерживается гарантия в отношении всех неофициально ввезенных машин. Например, на Volkswagen ID, которые мы продаем, гарантии нет, потому что это другой бренд и параллельный импорт. Даже если бы этот автомобиль продавал Volkswagen, ее бы все равно не было.
Но сейчас мы предлагаем клиентам приобрести или продлить гарантию через страховые компании. Поэтому, купив у нас Volkswagen ID, клиент сможет ездить на автомобиле с гарантией. Другое дело, если мы говорим об электрических автомобилях, то гарантия им особо и не требуется. Как показывает практика, ломаться в них нечему.
Однако что будет с гарантией дальше, неизвестно, особенно если компания Audi и другие бренды совсем покинут российский рынок.
Скажите, а ваши японские собственники не хотят от вас отказаться? Многие иностранные компании избавляются от российских активов.
— Стоит четкая задача сохранить бизнес, а вот об инвестировании пока речи не идет. Но, если в ближайшие год-два ситуация наладится, то конечно, инвестиции возобновятся, потому что Россия — это интересный рынок для японцев.
О смене названия тоже речь не идет?
— Пока никаких предпосылок к смене названия нет. Мы остаемся в Тюмени и продолжаем специализироваться на своем бренде. Понятно, что появляются другие автомобили, но основной шоурум мы все-таки заполняем Audi — новыми и с пробегом. Сейчас мы открыли Family Service, готовы обслуживать автомобили других брендов, которые есть в семье владельца Audi.
Сотрудников тоже не сокращаем, пока есть запас денег и мы можем зарабатывать. Сокращение сотрудников всегда ведет к ухудшению бизнес-процессов и качества работы.
Осенью никого не потеряли?
— Нет, единственное — продавцов в отделе продаж стало меньше. Мы перевели их на удаленную работу. Они сертифицированы и имеют большой опыт, их компетенции нам нужны. Но в связи с тем, что сократился трафик, то сидеть двум менеджерам в смене, чтобы встречать одного клиента, смысла нет. Поэтому у нас осталось всего два основных менеджера, а также менеджеры, которые работают удаленно.
Ранее на DK.RU: «В последний раз поставка была в начале марта. Автомобилей хватит до октября»
В Тюмени открылся дилерский салон китайских электромобилей
Ввоз машин из Казахстана через Тюменскую таможню в 2022 году вырос в 60 раз
Фото — Ауди Центр Тюмень
Материалы по этой теме: #ИНВЕСТИЦИИ #АВТО #БИЗНЕСПодписывайтесь на DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.