Меню

«Сейчас в Тюмени невозможно найти никакого поддельного алкоголя. Все спрятано»

Владельцы магазинов — о том, как проходят проверки после массового отравления суррогатной водкой. Рейды проводят представители правоохранительных органов.

После массового отравления поддельной водкой в Тюмени начались масштабные проверки магазинов. В небольших несетевых торговых точках формата «у дома» проверки проходят практически ежедневно. Приходят сотрудники полиции и прокуратуры, они осматривают все помещения и изучают документы. Об этом DK.RU на условиях анонимности рассказал владелец одного из тюменских магазинов.

«У меня на этой неделе торговую точку проверили пять раз. Приходят без постановления, говорят, что ищут паленый алкоголь, но смотрят все. Сказали, выслать по электронке количество устроенных людей, оклады, штатное расписание. Смотрят даже сроки годности продуктов».

Я задал вопрос — почему они без официальных бумаг, а мне ответили, что имеют право приходить без постановления «на место преступления». При этом мы не торгуем паленым алкоголем, есть лицензия (на продажу алкоголя, — Прим. ред.), все официально. У меня ничего не нашли еще во время первой проверки. Но пришли еще четыре раза и сказали, что придут еще.

«Чаще всего, контрафактом в своих магазинах торгуют представители диаспор, потому у них есть «каналы покровительства». У местных магазинов, которые не связаны ни с какими диаспорами, такого покровительства нет. Даже сейчас — после отравления, своих предупреждают о проверке. Сейчас в Тюмени уже невозможно найти никакого поддельного алкоголя, все спрятано. Но когда ситуация успокоится, все снова вернется», — уверен бизнесмен.

С коллегой согласен предприниматель Гурами Путкарадзе, круглосуточный магазин которого работает на улице Федюнинского. По его словам, бороться с самопальным алкоголем сложно, потому что «люди хотят заработать денег».

Дело в несправедливости. Например, у меня стационарный магазин, у другого человека — павильон такой же площади. Мне можно пивом торговать, а ему — нельзя. А налоги мы оба платим. Лицензии (на право торговать алкоголем, — Прим.ред.) вообще быть не должно, торговые точки просто должны ежемесячно выплачивать налог за право продавать спиртное. Пусть при этом будет жесткий контроль, если в магазине найдут самопальную водку, то пусть закрывают сразу. Зачем предпринимателю самопал, если он сможет брать на реализацию нормальный алкоголь? А сейчас ситуация утихомирится, и опять пойдут продажи, потому что люди хотят денег заработать.

В магазине Путкарадзе (он не стал скрывать свое имя, потому что «боится только бога») прошло три проверки.

В первый раз пришли участковый и представители прокуратуры. Они прошли по всему магазину, даже туалеты проверили. Ну, если у меня нет ничего, то нет ничего. Проходит два дня. Опять приходят, все проверяют, открывают ящики. Приходят в третий раз. Я им говорю: «Вы можете здесь хоть сутками работать». Попросили открыть мою личную машину, которая стояла у магазина. По идее для этого им нужно решение суда, но я открыл им салон и багажник. Пригласил еще прийти.

Как напоминает DK.RU, в водке, которой отравились девять тюменцев, обнаружили метанол. Люди купили ядовитый алкоголь в бутылках с этикеткой «Родники Сибири» в торговых точках в разных районах города. Не все погибшие были неблагополучными. Областное следственное управление возбудило уголовное дело, расследование которого идет под контролем главы СКР Александра Бастрыкина. За неделю задержаны 14 человек, в их числе — продавцы, заведующие, владельцы магазинов, складов, торговые представители.

Региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли Владимир Панов в интервью DK.RU говорил, что борьба с продажей самопального алкоголя должна быть комплексной — от улучшения социально-экономического положения в стране до более приемлемых механизмов контроля рынка продажи спиртного. По его словам, в России с легального рынка продажи алкоголя выдавили огромную часть малого бизнеса, в стране очень много поддельного алкоголя, но ядовитый метиловый спирт в бутылке — редкость и осознанное убийство.

«Конечно, они (задержанные по делу продавцы и владельцы магазинов, — Прим. ред.) виноваты и должны понести ответственность, но это не преднамеренное убийство. Нужно разобраться и понять, откуда взялся метанол и зачем? В торговле все логистические системы выстроены. Не бывает так, что кто-то прибежал, сунул неизвестный товар и это сразу идет в продажу».

Если цепочка выстроена, если всегда брали одну и ту же водку и продавали ее, а в определенный момент она «выстрелила» таким страшным образом, то эти люди точно не знали, что продают. Вброс («влив») произошел на другом этапе. И это обязаны установить правоохранители, а не вешать все на конечное звено. Повторюсь, я не оправдываю продавцов контрафактом, но очень важно узнать тех, кто осознанно добавил яд в алкоголь и совершил осознанное убийство, — считает Панов.

В информационном центре правительства Тюменской области DK.RU сообщили, что проверки в магазинах идут не только в Тюмени, но и во всех муниципальных образованиях области. Для этого созданы межведомственные группы из сотрудников силовых структур.