Меню

«У нас много "приезжих" денег. Тюмень — перевалочный пункт, откуда они потом едут дальше»

Фотограф Дмитрий Изосимов — о том, как хотел открыть в Тюмени производство роскошных краеведческих фотоальбомов, но не нашел инвесторов, готовых вложиться в производство эксклюзивных подарков.

Тюмени больше 400 лет. Это старинный город, который большую часть своей истории был небольшим уездным центром. В последние полвека все меняется, от старой Тюмени мало что осталось. Интерес к истории и эволюции первого русского города в Сибири у местных жителей есть, но вкладываться в него мало кто готов. Это выяснил Дмитрий Изосимов, который планировал запустить производство дорогих фотоальбомов, посвященных родному городу. Почему не получилось, фотограф рассказал DK.RU.

Краеведческая миссия

— Как профессиональный фотограф, зарабатывающий съемками на жизнь, я снимаю все, но еще фотографирую Тюмень — для души и без надежды заработать. Можно назвать это фотографической краеведческой миссией. Я гуляю по городу, и у меня всегда с собой камера. Увидел картинку — снял.

Лет восемь назад я решил сделать фотокнигу по открыткам Тюмени. Тогда был популярен формат фотокниг, особенно свадебных. Это был чистый эксперимент — собрать самый большой фотоальбом про наш город с панорамами высокого разрешения. К тому времени у меня был накоплен большой архив и был опыт издания небольшого фотоальбома о Туре, который разошелся ограниченным тиражом и взял приз на региональном конкурсе «Книга года — 2011».

Идея была в том, чтобы прокачать формат фотокниги по максимуму — выпустить такое издание, которое смогла бы осилить Тюмень. Я рассчитывал освоить производство таких книг как эксклюзивных подарков и выстроить технологическую цепочку.

Дорогой подарок в кожаном портфеле

Фотоальбомов в Тюмени очень много, они делаются, как правило, по заказу администрации или при поддержке спонсоров. Мой альбом целиком и полностью авторский — я отвечал за подбор фотографий, их чередование и текстовую часть. Большой и роскошный фолиант на премиальной бумаге (30×90 см, 5 кг в специальном кожаном кейсе) я издал за свой счет. Это был пилотный проект по освоению рынка эксклюзивных, то есть дорогих, подарков. Допустим, приезжает к нам Путин, что ему можно подарить памятное про Тюмень? Не просто альбомчик, который сделала администрация — о том, как у нас все хорошо, замечательно и сладко.

Эту вещь в руки взять нестыдно. Она выглядит очень солидно, ее можно дарить всяким «нефтяным генералам» и другим вип-персонам, чтобы было, как любят говорить в Тюмени, «дорого-богато».

«Все были в безумном восторге»

С этим «пилотным» альбомом я ходил в разные департаменты. Все были в безумном восторге — «надо-надо-надо!» Но никто так и не взялся, видимо, это сложно сделать так, чтобы никто не пострадал. Бюджетные деньги.

Потом я сделал ставку на частный капитал, бог с ними, с чиновниками. Возможно, небедные тюменцы захотят такие альбомы в коллекцию, чтобы показывать гостям. Мне казалось, что это круто для человека, у которого уже все есть. Были показы, смотрели, листали, брали визитки. Все нравилось. И исчезали. Никто ни разу не сказал, что это дороговато.

Почему проект не выстрелил

Я уже оставил надежду выпускать такие альбомы, и готов за определенную сумму продать единственный экземпляр, но и с этим проблемы — мне пишут бизнесмены с просьбой «осметить» его, что само по себе смешно. Это как приехать к Сальвадору Дали и попросить его составить «смету» картины, выставленной на продажу, сколько краски и кистей ушло, какова закупочная цена холста и дерева для подрамника.

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что проект не выстрелил из-за особенности «местечкового» менталитета. Так сложилось, что Тюмень — купеческий город. Наверное, в Екатеринбурге или в Москве у людей другие мозги, другое отношение к деньгам. Если у человека в Тюмени появились деньги (неважно каким способом), то ценность этих бумажек для него выражается, к сожалению, либо в коттедже побольше, либо в еще одном Mercedes. В Тюмени много денег, но на роскошные краеведческие вещи люди тратить их не готовы.

Недавно появилась информация о том, что в Тюмени один товарищ продает свою Lamborghini. Где Lamborghini и где Тюмень? Тем не менее, он пригнал ее сюда, покатался и решил избавиться. Такая машина — не просто штучная вещь, ее делают под заказ для конкретного человека. Даже в Европе нельзя просто зайти, ткнуть пальцем и сказать: «Заверните».

Но на мой альбом, который фактически «шаг в вечность», денег жалко. Тюмень, конечно, меняется и растет, но здесь очень много приезжих. Знакомый фотограф написал как-то, что у нас много «приезжих» денег. И это, действительно, так.

Тюмень — как перевалочный пункт, откуда деньги потом едут дальше, как правило, в Москву и в Питер.

Скажу честно, это не какая-то внутренняя обида на нашу условную «местечковую» особенность менталитета или сожаление, что проект не выстрелил и оказался никому не интересным настолько, чтобы проголосовать за него рублём. Объективно есть то, что есть, упрекать кого-то в отсутствии вкуса или жадности я не имею права. Хотя не исключаю, что сделай я такой альбом где-нибудь в Екатеринбурге, Москве или Питере, история была бы совсем другая.

Фото — Дмитрий Изосимов

В рубрике «Мнение» на DK.RU читайте рассуждения тюменских бизнесменов о том, почему большой бизнес строить проще, чем маленький, и о том, почему предприниматели не спешат вкладываться в развитие собственного дела.