По мнению Вячеслава Зубарева, проблема с полупроводниками должна решиться в 2022 г. Нехватка машин возникла из-за ограничений пандемии и резкого роста спроса на микрочипы.
В 2022 г. дефицит на авторынке может закончиться. Такое мнение высказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», основатель крупной региональной сети «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
Исходя из тех данных, которыми я располагаю, проблема с полупроводниками должна решиться уже в течение этого года, и дефицит тем самым закончится, если не возникнет новых катаклизмов. Сейчас очень сложно делать прогнозы с учетом того, столько «черных лебедей» мы наблюдали последние годы, — сказал Зубарев в интервью изданию «Континент Сибирь».
По его словам, в условиях дефицита машин 2021 г. стал рекордным по прибыльности практически для всех автодилеров, но это привело и к негативным последствиям.
Ухудшилось общественное мнение о дилерах, так как клиенты все чаще сталкивались с фактами навязывания ненужных услуг. Поэтому год стал отрицательным с точки зрения клиентской лояльности. Во-вторых, в условиях превышения спроса над предложением менеджеры дилерских центров утрачивают свои навыки, ведь вместо продаж они по сути занимаются выдаванием автомобилей. Есть пословица — волка ноги кормят. Когда ему перед носом кладут кучу кусков мяса, он теряет свои способности. Поэтому в ситуации, когда дефицит закончится, многим продавцам будет непросто вернуться в форму.
Как писал DK.RU, в 2021 г. из-за дефицита полупроводников в мире по оценкам экспертов выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше. Нехватка компонентов, необходимых для выпуска машин, возникла в силу ряда причин.
Из-за пандемии спрос на чипы вырос в других сегментах экономики, например, в производстве бытовой электроники, медицинского оборудования, в то время как со стороны автопроизводителей спрос упал. Автомобильная промышленность восстановилась быстро, но производство чипов не успевает.
Случайная череда событий усугубила ситуацию. Из-за засухи в Тайване возникли проблемы с заводами крупнейшего производителя чипов — TSMC. Аномальные морозы в штате Техас (США) временно остановливали фабрики, принадлежащие Samsung Electronics, NXP Semiconductors и Infineon. Пик дефицита пришелся на второй квартал 2021 г.
В автопроме чипы используют повсеместно — от систем запуска и торможения, до систем помощи водителю и мультимедиа. Чем дороже автомобиль, тем больше в нем чипов. Компенсировать нехватку микросхем приходится всем автопроизводителям.
Российские заводы почувствовали дефицит чипов летом 2021 г. «Автоваз» за последние месяцы несколько раз приостанавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray из-за дефицита компонентов. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод «Группы ГАЗ» филиала Volkswagen Group Rus, на котором выпускали кроссоверы Volkswagen Taos, Skoda Karoq и Kodiaq, а также лифтбеки Skoda Octavia.
Добавим, что глава тюменской ГК «Автоград», депутат тюменской облдумы Алексей Салмин прошлой осенью рассказывал, что тюменцы буквально расхватывают автомобили, в условиях дефицита покупатели выстраиваются в очереди и берут все, что есть.