«Дефицит на рынке длится уже год, буквально все автомобили "выметаются с полок"»
«Сейчас хорошее время для продавцов авто». Президент группы компаний «Автоград», депутат областной думы Алексей Салмин — об очередях за машинами в Тюмени.
Тюменцы массово скупают автомобили. Об этом заявил глава ГК «Автоград», депутат тюменской облдумы Алексей Салмин. По его словам, машины подорожали, но это связано не колебанием курсов валют, а с локдауном и ситуацией на Тайване (нехваткой чипов для сборки автомобилей).
Дефицит на рынке автомобилей длится уже год. На вопрос о том, что же предпочитает тюменский покупатель я отвечу: «все». В наличии автомобилей практически нет, автомобили буквально «выметаются с полок». Сейчас хорошее время для продавцов авто, потому что выстраиваются очереди покупателей и это мировая тенденция. Возможно будет момент, когда будут «пухнуть» склады и мы будем бегать за покупателем, — рассказал Салмин в интервью «Тюменской области сегодня».
Как писал DK.RU, в 2021 г. из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше. Дефицит на компоненты, необходимые для выпуска автомобилей, возник в силу ряда причин.
Из-за пандемии спрос на чипы вырос в других сегментах экономики, например, в производстве бытовой электроники, медицинского оборудования, в то время как со стороны автопроизводителей спрос упал. Автомобильная промышленность восстановилась быстро, но производство чипов не успевает.
Случайная череда событий усугубила ситуацию. Из-за засухи в Тайване возникли проблемы с заводами крупнейшего производителя чипов — TSMC. Аномальные морозы в штате Техас (США) временно остановливали фабрики, принадлежащие Samsung Electronics, NXP Semiconductors и Infineon. Пик дефицита пришелся на второй квартал 2021 г.
В автопроме чипы используют повсеместно — от систем запуска и торможения, до систем помощи водителю и мультимедиа. Чем дороже автомобиль, тем больше в нем чипов. Компенсировать нехватку микросхем приходится всем автопроизводителям.
Mercedes весной этого года временно останавливал производство седанов С-класса, чтобы использовать чипы для выпуска более дорогих моделей. К аналогичной схеме прибегала и Renault. Из-за нехватки чипов от навигационных систем в ряде моделей отказался автопроизводитель Nissan.
В первом квартале 2021 г. производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн единиц. Сильнее всего упало производство в Европе — на 428 990 автомобилей, Китае — на 364 774 и Северной Америке — на 354 442 автомобиля. Во втором квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц.
Российские заводы почувствовали дефицит чипов этим летом. «Автоваз» за последние месяцы несколько раз приостанавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray из-за дефицита компонентов. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод «Группы ГАЗ» филиала Volkswagen Group Rus, на котором выпускали кроссоверы Volkswagen Taos, Skoda Karoq и Kodiaq, а также лифтбеки Skoda Octavia.
Эксперты отмечают, что восстановление рынка можно ожидать не ранее второго полугодия 2022 г. Добавим, что с 1 ноября российские автосалоны подняли цены сразу на ряд марок.