«К бизнес-плану отношусь как к молитве. У вас же нет понимания, что если помолиться, то это материализуется? Всевышний услышал, отчет и акт передачи дел — все сделано, получи услугу».
Чем предприниматели отличаются от силовиков, как успешные бизнесмены преодолевали 90-е и почему нужно продвигать историю в девелопменте? Один из самых известных тюменских предпринимателей Владимир Шевчик дал откровенное интервью в рамках Youtube-проекта «Диалоги о городе». DK.RU публикует самое интересное из почти часового разговора.
— Предприниматель — это тот человек, который реализует новые идеи. Правда, связано это не столько с креативом, сколько с желанием рисковать. Многие люди, работающие в разных сферах, даже в силовых структурах, могут быть настоящими звездами, но готов ли человек, который «звездно» информирован во всем, изменить порядок вещей? Сегодня у него все стабильно — зарплата, офис, машина и так далее. И в моменте всего этого может не оказаться, а в твою жизнь вносится полный хаос.
Если мне кто-то скажет, что написал на пять лет программу развития своего бизнеса, наверное, вместе посмеемся. Я к любой защите бизнес-плана отношусь как к молитве. Когда вы идете в церковь, у вас же нет понимания, что если помолиться, то это и материализуется. Попросил за себя или за кого-то, всевышний услышал, и вы видите отчет и акт передачи дел — все сделано, получи услугу. Ни у кого из шести миллиардов молящихся на земле не возникает стресса по этому поводу — помолился и ничего не случилось.
А у предпринимателя возникает стресс — он что-то написал, умно поговорил, проголосовал, а потом — раз, и все изменилось. Ключевой момент в [предпринимательстве] — креатив, помноженный на риск, помноженный на ответственность и полную вовлеченность. Тогда ты можешь достичь результата. Если чего-то из этого нет, значит, будет печальный результат.
Нужно либо родиться предпринимателем, либо быть в обойме. Например, футбольная или хоккейная команда — там есть левый, правый, центральный, вратарь. Когда ты — составная часть команды, где есть лидер-креативщик, блистательный конструктор, феноменальный маркетолог.
Если можно подобрать такую команду, тогда это твое уникальное торговое предложение. Но это должны быть талантливые люди, которые могут стать единым целым. Как правило, эволюционируя, все это распадается.
Про опыт и интуицию в бизнесе
Все мы на 80% так или иначе зависим от космической энергии. К 40 годам человек сам себе должен стать диагностом, знать, что у него болит, не обращаясь к доктору. Если к 40 годам этих знаний нет, то будут проблемы.
Человек должен чувствовать — мое или не мое, считывать энергию соседа, должна быть развита интуиция. А интуиция должна быть основана на информации. За плечами у тебя большой опыт, накоплена информация. Возникают общие ассоциации — тепло или холодно, комфортно или нет, и ты понимаешь — идти или нет. Ключевой момент — чувствовать энергию, ее аккумулировать и только после этого принимать какое-то решение.
Очень много людей, которые знают как делать, можете пройтись по городу и вам расскажут — как делать. Я — один из немногих, кто знает, как не надо делать. Я заплатил большие деньги в своих бизнес-ошибках, у меня большое количество капитала положено на опыт.
Я — человек, рожденный в прошлом веке. Я в школу ходил девять километров, а рядом был свежий отпечаток лапы медведя. Утром в понедельник уходишь в школу, а в субботу после обеда — обратно. Потом разрушение СССР. Мой отец был первым коммунистом на деревне, лучшим комбайнером, я воспитан в ленинских традициях и идеях. Потом шальные 90-е гг. — развал нравственных ценностей, «из грязи в князи», огромное количество стрессов, потерянных отношений.
Это как пресс — из одного делает квадрат, из другого — прямоугольник. Когда все это закончилось, в нулевые наступила стабильность, началось приспособление с багажом, с которым я оттуда вышел. Когда 90-е заканчивались, мне исполнилось 33 года. Это был возраст, когда я все попробовал и испытал, чувствовал себя на коне. И понял, что меня заносит — я становлюсь влюбленным в себя. Когда я увидел себя со стороны, мне показалось, что это не то, чего бы мне хотелось в будущем.
Многое было привнесено этими шальными 90-ми — гордыня, нуворишество. Наше поколение прошло через эти игольные ушки, кто как себя проявил, с каким нравственным кодом вышел? Есть ли у него понимание, кто он есть? Это важная работа. У меня эта работа была связана не столько с биологическим возрастом, сколько с переходом в другую эпоху.
Про Тюмень
Тюмень для меня — родной город, я здесь с 1981 г. А мой дед пришел в 1908 г. в лаптях в рамках столыпинской реформы, получил подъемные деньги, закупился в Тюмени средствами малой механизации и уехал вдоль Туры строить деревню Ольховка.
Тюмень для меня город, который излучает тепло, уют, спокойствие. Сколько бы у меня ни было предложений по Москве и другим городам — и в политике и в бизнесе, меня якорило здесь.
У меня было направление в Московский институт мелиорации, но сосед, который учился в Индусе, порекомендовал Тюмень. Я был в Москве, потом приехал в Тюмень. Провинциальный город, который не был контрастом для моего Туринска (город в Свердловской области, — Прим.ред.). Это повлияло на принятие решения. При всей своей необустроенности, он воспринимался как отеческий город, где тебе уютно и тепло. Для меня здесь есть какая-то энергия, она меня притягивает и дает силы.
В нулевых Собянин заложил понимание, что нужно развивать Тюмень, был заложен мощный тренд на то, что Тюмень — город успешных людей, развивающийся, с мощным инвестиционным потенциалом. Сюда потянулись люди, которые готовы созидать. Количество этих людей превратилось в качество — это главное достижение Тюмени.
Здесь уютно жить с семьей, строить бизнес. У тебя его не отнимут, есть понятный порядок взаимодействия с властью. Все одинаково вкладываются — город развивается за счет государственных инвестиций. Ты понимаешь, что должен быть рядом. Все ориентировано на успех, все двигаются в одном направлении.
Про девелопмент и историю
Я люблю историю, в девелоперстве пытаюсь ее продвигать. Очень важно, чтобы мы гордились нашим прошлым, чтобы строить будущее.
Я смог для себя разрушить границы. Я же из коммунистического времени, когда за 1913 г. не ходи. В современной России стали мерить романовской династией, теперь уже сюда не ходи. Потом Рюриковичи. Я для себя убрал все границы.
Мы живем на уникальной территории. Ты понимаешь, какая энергия вокруг этого прекрасного города с северными народами и степной частью. В пересечении — место силы, когда люди объединились и создали общность сибирского народа. Искер — это Сибирское ханство, так что история Тюмени гораздо глубже, чем мы формально ее понимаем. Когда убираешь границы, приходит мощная энергия. Мне хочется туда двигаться.
В 2014 г. я отошел от жилищного рынка, построив ЖК «Даудель», ушел строить бизнес-центры, аквапарк. За эти шесть-семь лет город изменился, мы увидели новое качество игроков. Я вернулся в жилую недвижимость с ЖК «Машаров» через запрос экпертности у людей, которые строят современный город.
Первый, кого я попросил, — Алексей Круковский (глава «Брусники» — Прим. ред.), чтобы он меня вернул в эту отрасль, рассказал о нюансах, как эксперт. Второй учитель — Елена Низамова (глава «ЭНКО»). Когда я слушаю этих людей, понимаю, насколько они увлечены, любят, двигают и заботятся о балансе. Когда они делают этот новый формат [строительства жилья]— это точно не про деньги. Это меня заводит.
Владимир Шевчик известен тем, что первым начал строить в Тюмени торгово-развлекательные центры, его проект — аквапарк «ЛетоЛето», который планируют расширить за счет городского термального курорта. Бизнесмен обещает оплатить установки стелы «Город трудовой доблести» рядом с ЖК «Машаров» (назван в честь тюменского купца — основателя завода, на месте которого идет стройка).
В Тюмени Владимир Шевчик также известен благодаря Наталье Шевчик, которую в СМИ называют бывшей женой бизнесмена. Она работала в структурах исполнительной власти три десятка лет и ушла в отставку с поста замгубернатора Тюменской области в 2019 г. Минувшей осенью Шевчик вернулась в политику, избравшись в областную думу.
Ранее на DK.RU: «Недооцененная территория, где напрашивается комплекс». Владимир Шевчик — о реке Тюменке