Меню
Деловой квартал — Тюмень

«Мой ребенок провалил ЕГЭ и не поступил в институт». Шесть советов шокированным родителям

«Мой ребенок провалил ЕГЭ и не поступил в институт». Шесть советов шокированным родителям
Иллюстрация: предоставлено центром «Семья»

«Не говорите "Ничего страшного". В голове ребенка эти слова звучат как "Родителям все равно". Взрослое окружение не должно обесценивать горе подростка».

Чем ближе завершение учебы в школе, тем больше родители беспокоятся за сдачу ЕГЭ. Как правило, они тревожатся гораздо сильнее, чем дети, и при этом создают дома невыносимую психологическую атмосферу. Возможность провалить экзамены и не поступить в вуз во многих российских семьях по-прежнему воспринимается как трагедия. Как вести себя с ребенком, чтобы не обидеть его и как самому относиться к провалу, рассказывает Ксения Мазитова, ведущий психолог регионального центра «Семья» в Тюмени.

— Перед тем, как дать советы родителям, что делать в такой ситуации, расскажу, чего делать не нужно. Во-первых, не говорите: «Ничего страшного». В голове ребенка это звучит как «Родителям все равно». Во-вторых, в этот момент не нужно заниматься нравоучением. Желание повоспитывать фразой: «Надо было лучше учиться», вызовет у подростка только одну реакцию: «Достали со своими советами». И, наконец, не стремитесь отрицать его утрату. Сказанные с добрыми намерениями слова поддержки: «Не поступил — пойдешь работать», могут вызвать обиду, и подросток решит, что вы опять все за него решаете.

Было бы здорово, если бы рядом с ребенком оказались взрослые, которые не говорят избитые фразы вроде этих: «А, не сдал! И что планируешь делать? Ничего? И что, год потеряешь? Понятно, у тебя же вся жизнь впереди». Взрослое окружение не должно обесценивать горе подростка.

В идеале стоит говорить так: «Да, это грустно, очень плохо и больно для тебя. Давай я оплачу репетитора для пересдачи». Или: «Может, посмотрим колледжи. Хочешь gap year (академический отпуск)? Давай тогда искать работу». В разговоре лучше переходить в область деятельности. Навык так разговаривать родителям стоит формировать заранее.

Совет первый. Прийти в стабильность самому

Хорошо, если взрослый понимает, что нужно вначале успокоить себя, вместо того, чтобы сразу отчитать своего ребенка за несданный ЕГЭ. Это редкость. На практике взрослые кричат, ругают, обвиняют. Это же их чувства, переживания. Неосознанно они перекладывают их на ребенка, а сами думают, что поддерживают или воспитывают. У родителей могут наложиться свои внутренние нереализованные амбиции: «Я вот не поступил в институт, но сделал все, чтобы мой ребенок смог».

Признаться в том, что это твои травмы, очень тяжело, практически невозможно без помощи специалиста. Ведь в голове крутится, что вы как взрослый за все заплатили: репетиторы, лучшие курсы, все покупали для него, а он взял и не сдал. Но вы не предположили, что у подростка, может, на физиологическом уровне не было способностей, которых от него ждали. Может быть, логическое мышление у него не развито или наблюдаются трудности с вниманием.

Взрослый неосознанно может отыгрывать свой детский сценарий и за счет ребенка реализовывать свой потенциал. У меня сейчас на консультации подросток в апатичном состоянии, потому что мама хотела сделать из нее балерину, но им попался деспотичный тренер, а мама долго этого не замечала, и теперь у девочки травма и никакого желания заниматься балетом. Поэтому личная терапия, уважаемые родители! Сначала решите свои внутренние травмы, проработайте свои детские обиды и переживания, а потом помогайте детям.

Совет второй. Разговор начинайте с «я», а не с «ты»

Если вы хотите высказать ребенку свои переживания, то обязательно говорите: «Я расстроена», «Я ожидал, но...», «Я в шоке», «Я знаю, что тебе тоже плохо, но мне нужно время, чтобы прийти в себя, мы поговорим позже», «Мне плохо, но я хочу поговорить». Чем проще и искреннее действовать, тем лучше. Погорюйте, позлитесь вместе, но дайте понять, что злитесь не на него, а на ситуацию.

Совет третий. С местоимением «мы» надо заканчивать

Отложите фразы: «Мы с тобой готовились, сдавали». Это ребенок готовился и сдавал ЕГЭ. Он ходил к репетитору, а вы только платили. Важно спросить, чего хочет ваш сын или дочь. Да, вы можете обозначить свою позицию по высшему образованию. Но если ваш подросток говорит, что на этом все кончено, то значит вы проговаривали с ним единственный вариант развития событий в истории с ЕГЭ — это сдача. Варианта «Б», когда ребенок не прошел по баллам, — не было.

Есть такая разговорная фраза: «Дать волшебный пендель». Что такое пендель? Пинок! То есть, кто-то сделает мне больно, чтобы я начал действовать. Вряд ли кому-то в здравом уме хочется боли, ему нужна поддержка.

Если боль заводит вас, то можно проходить тренинги в стиле хождения по углям, стеклу и т. д. Это я к тому, что боль, которая выражается криком, строгостью, агрессией, мотивирует далеко не каждого человека, и надежда на то, что вы можете заставить его действовать — отругав, может дать совсем иную реакцию. Ребенок станет агрессивным или замкнется в себе.

Совет четвертый. Отдать ответственность своим детям

Нужно отдать право принимать решение подростку. За уговорами пойти учиться (а не работать, например), и тем, что ребенок сделает не так, как хочется вам, стоит страх и нежелание терять над ним контроль.

Не стоит манипулировать фразами: «Мы за тебя платим, ты с нами живешь, тебе некуда идти». Это развивает у него чувство вины, и человек в итоге приходит к мысли, что лучше бы снимал квартиру и пошел работать, чем учился.

Когда я принимаю человека, то говорю ему: делай, что хочешь, это его выбор и ошибки, тем самым я отдаю ответственность в его руки. Но тут нужно понимать, что если у него что-то не получится, то, возможно, это я–взрослый его чему-то не научил.

Родителям так не хочется мириться со своими промахами — признавать, что в роли родителей они не были идеальны, особенно если это было их основной деятельностью (речь идет о тех мамах и папах, которые отдавали себя полностью воспитанию, забыв о своей карьере и реализации). Это тяжело, поэтому мы изо всех сил стараемся уговорить детей пойти в институт, настаиваем на учебе, пересдаче — берем решение на себя. В итоге не даем им прочувствовать, что такое ответственность и самостоятельность.

Совет пятый. Не путать депрессию с плохим настроением

Как отличить депрессию? У подростка резко меняется поведение, изменились предпочтения в еде, много спит и не встает со своей кровати — такое продолжается одну или две недели.

Становится неряшлив, не хочет мыться, ухаживать за собой, отказывается выходить на улицу. Сильно меняется пищевое поведение: голодает или переедает, вызывает рвоту. Не спит — появилась бессонница, а весь день проводит в кровати, жалуется на страхи, кошмары, появилась плаксивость.

Надо, правда, понимать, что если он и до ЕГЭ был плаксивым и сейчас плачет, то это, скорее, нормальная реакция, а вот все действия, которые ему не свойственны, должны насторожить. Поэтому не ждите, когда состояние пройдет само. Если у вас появились сомнения — обратитесь психологу или психотерапевту.

Провал на ЕГЭ может быть и закономерным итогом событий, происходящих вне школы.

Сейчас у меня на терапии девочка, которая не сдала три предмета. Еще до экзамена у нее были и остаются постоянные конфликты в семье, из-за которых у подростка сформировалось сильное эмоциональное истощение. Теперь ей нужна уже медикаментозная помощь и психотерапевт, здоровый сон и безопасная атмосфера.

Не важно, подросток ты или родитель, если происходит сильный стресс, то когнитивные функции падают. Внимание рассеивается, наблюдаются постоянные переживания, тревога, появляются проблемы со сном и приемом пищи, все время отвлекаешься и не можешь сосредоточиться.

В возрасте от 15 до 18 лет человек только учится контролировать высшую нервную психическую деятельность мозга, поэтому с такими состояниями ему справляться намного сложнее. Он бы и рад подготовиться к пересдаче, а дома постоянно разборки, скандалы. Ситуацию могут осложнить младшие братья или сестры, за которыми надо следить. В итоге подросток растрачивает все ресурсы для учебы.

Совет шестой. Не прятаться под маской: «Все нормально»

Если вы говорите: «Все в порядке», а сами встречаете подростка грустным лицом или натянутой улыбкой — это не есть хорошо. Лучше так не делать. Это напоминает состояние, когда вы что-то проглотили, а оно у вас где-то встало в горле: ни туда, ни сюда. Не самое эстетичное сравнение, но с таким состоянием хорошо сопоставимо. Ребенок заметит лживость, он поймет, что вы ему врете и надеваете маску. Лучше уж накричать и потом извиниться, чем ходить и говорить: «Все нормально, я не расстроен», всем видом показывая обратное.

Вы будете похожи на хомяка: и говорить неудобно, и выплюнуть жалко. Эта ситуация неприятная, но вы тоже имеете чувства, можете горевать. Как взрослый, вы покажете, каким образом с этим состоянием обходиться, а он это запомнит, поэтому будьте внимательны к себе и своим словам. Не справляетесь ни с собой, ни с ребенком, обратитесь к психологу, к педагогу-психологу. Они помогут.

Диалог с подростком, не сдавшим ЕГЭ или не поступившим в вуз, надо начинать примерно так: «Да, это грустно, но мы имеем что имеем. Как тебе с этим?» А после того, как вы выслушаете, не воспитывая, можно сказать: «Понимаю, что ты сейчас переживаешь, это нормально, как я могу тебя порадовать?»

Если эмоции вас уже захлестнули, члены семьи пребывают в конфликтах, а ребенок в апатичном или депрессивном настроении — не стоит дальше создавать благоприятную среду для душевных травм, лучше обратиться за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру — это не стыдно и это нормально.

И, напоследок, — о системе ЕГЭ. Я не против такого унифицированного механизма, он помогает отследить и оценить результат. Меня больше расстраивает психологический фактор: как к этому относятся взрослые люди и какое значение они придают экзамену. У детей в итоге формируется страх будущего: «Что я буду делать, как буду жить, если не сдам».

В России не так все страшно и катастрофично — всегда можно закончить платный вуз и с небольшими результатами ЕГЭ. Образование можно получить в любом случае. Вот в Японии итоговый экзамен действительно определяет все. Там очень жесткая конкуренция, и поэтому они фиксируют высокий процент суицидов после провалов.

Я призываю сбрасывать напряжение и уровень важности, позволять детям относиться проще к ЕГЭ. Это один из этапов, его нужно пройти. Чем больше тревоги — тем выше стресс и хуже результат. Поэтому это важно, но это не вся твоя жизнь.

Читайте также: Что значит для российского образования исключение из Болонской системы — Евгений Коган