Сотрудники надзорного органа после вала жалоб и обращений составили инструкцию для покупателей — на что обратить внимание и какие признаки говорят о мошенничестве при продаже авто.
Во всех регионах страны люди активно жалуются на обман и навязывание услуг при покупке машин. В Тюмени, в частности, закрылся скандальный автосалон «Вектор Авто», клиенты которого даже обращались в прокуратуру, но сама схема продажи в кредит под огромные проценты никуда не делась. Сотрудники тюменского управления Роспотребнадзора составили подробную инструкцию — как безопасно покупать автомобиль.
Типичные признаки
Есть типичные признаки, которые могут предупредить покупателя, который ищет новую или подержанную машину. Во-первых, в рекламе или в общении по телефону продавцы сообщают стоимость, явно заниженную в сравнении с рынком. Это делается для того, чтобы подвигнуть покупателя приехать в автосалон.
Во-вторых, в салоне еще до показа автомобиля продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (он может называть его авансом, предоплатой, залогом, задатком). В тексте договора содержатся условия об удержании всей суммы взноса или его части.
А в договоре купли-продаже возникает совсем другая процентная ставка — гораздо выше той, которая указывается в рекламе. Продавец предлагает более дорогую комплектацию, установку дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы.
Как избежать обмана и навязывания
Никаких особых инструментов Роспотребнадзор не предлагает. Это очевидные советы, которые, впрочем, могут значительно облегчить жизнь покупателю.
— изучайте отзывы о компаниях, продающих автомобили;
— уточните, уполномочен ли автосалон официальным дилером продавать автомобили той или иной марки (эту информацию можно поискать на сайтах официальных дилеров);
— ищите на сайте автосалона обязательную информацию о наименовании продавца, месте его нахождения, режиме работы. Салоны с хорошей репутацией обычно размещают образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных машин с конкретной комплектацией;
— с осторожностью относитесь к предложениям купить автомобиль по цене ниже рыночной. Просите продавца прислать вам на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки машины;
— покупая подержанный автомобиль, не забудьте пробить его на сайте ГИБДД в разделе «Проверка автомобиля»;
— договор, который вы планируете подписать, обязательно нужно прочитать, увы, включая пункты с мелким шрифтом. В договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата (если вы откажетесь от покупки по вине продавца), а также полное описание модификации модели (она должна соответствовать заводской комплектации). Подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова.
— безопаснее платить банковской картой. Если платите наличкой, требуйте документ, подтверждающий факт передачи денег. Вам должны выдать контрольно-кассовый чек. Кстати, в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте налоговой службы есть приложение «Проверка чека ФНС России». Приложение позволяет получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, проверять их легальность и сообщать о нарушении.
— перед тем как забрать машину, не забывайте ее осматривать на наличие дефектов. Нужно сверять номер двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверять комплектность, контролировать уровень технических жидкостей. Обязательно проверьте, работает ли освещение и дополнительное оборудование. Если автомобиль стоит на открытой площадке, то перед осмотром можно попросить помыть машину, чтобы не пропустить дефекты. Подписывайте акт приема-передачи автомобиля только после тщательного осмотра.
Что должно вас насторожить
— продажа автомобиля только в кредит;
— слишком низкая и очень привлекательная цена;
— предложение подписать договор и внести аванс до осмотра автомобиля;
— отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце;
— незначительный период времени, прошедший с даты постановки автосалона на налоговый учет. Это можно проверить на официальном сайте онлайн-сервиса ФНС России.
Куда и как жаловаться
Даже если вы на каком-то этапе успели соскочить с мошеннической схемы, то это не повод все забыть. Можно пожаловаться, чтобы другие покупатели не наступили на те же грабли. Поводом написать жалобу на автосалон может быть:
— несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте;
— несоответствие комплектации автомобиля;
— отказ вернуть покупателю внесенный аванс;
— навязывание дополнительных товаров, работ, услуг;
— продажа подержанного авто, прошедшего «предпродажную подготовку» под видом нового.
Жаловаться можно производителю, дилеру (например, если вам не дали возможности отказаться от ненужных опций), в Роспотребнадзор, в суд или полицию. Если жалоб на конкретный салон будет много, Роспотребнадзор может инициировать групповой иск в интересах пострадавших потребителей.
Как писал DK.RU, на «Вектор Авто» несколько десятков покупателей жаловались в прокуратуру из-за грабительских кредитов, которые, по их словам, навязывали в салоне при покупке машины. Продавцы активно использовали рекламу, в которой обещали выгодную сделку. После ее заключения оказывалось, что обговоренные предварительно процентные ставки и платежи разительно отличались от тех, с которыми в итоге покупатель оказывался.
В 2020 г. в Ростове-на-Дону полицейские возбудили уголовное дело в связи с продажей в одном из местных автосалонов машин под огромные проценты, о которых покупатели узнавали только после оформления сделки.
Почитайте, как наживаются на автомобилистах мошенники, в прошлом году DK.RU подробно описал несколько схем.