Меню

«Нельзя просто взять птицу и сжечь в чистом поле». Чейметов — об утилизации зараженных кур

«Чтобы подавить вспышку мы должны были действовать молниеносно, максимально быстро сжечь птицу». Замгубернатора выступил с проникновенным обращением к жителям Тюмени и окрестностей города.

Директор департамента АПК, замглавы Тюменской области Владимир Чейметов выступил с обширным обращением к жителям региона, в котором подробно описал процесс сжигания кур Боровской птицефабрики. Это произошло на следующий день после того, как стало известно о проверке СКР в связи с жалобами горожан на дым и неприятный запах. Чейметов объяснил почему другого варианта утилизации птицы не было и попросил людей отнестись к ситуации с пониманием. Публикуем полный текст обращения. 

— Впервые грипп птиц был выявлен более 100 лет назад, и все это время болезнь постепенно охватывала новые территории. В 2021 г. сельхозпроизводители всего мира столкнулись с напряженной ситуацией — вспышки высокопатогенного гриппа птиц практически одновременно регистрировались в 30 странах Европы, 16 странах Азии и в 14 странах Африки. Не обошла болезнь стороной и Россию, с начала года в нашей стране было отмечено более 50 вспышек, в том числе на птицеводческих предприятиях. В октябре очаг заболевания был обнаружен и на территории птицефабрики «Боровская». В результате эпидемии было уничтожено все поголовье кур. В соответствии с ветеринарными правилами птица сжигается на открытом воздухе.

К сожалению запах регулярно доходит до ближайших поселков и некоторых районов Тюмени. Естественно, это создает дискомфорт, я как человек, понимающий всех граждан, кто говорит о своем недовольстве в социальных сетях, могу прокомментировать.

К сожалению, у нас не было другого выхода в данной ситуации. Это не просто опасный, но очень активный вирус. Чем дольше зараженная птица остается в очаге, тем выше вероятность дальнейшего распространения этого вируса. Чтобы подавить вспышку мы должны были действовать молниеносно, максимально быстро сжечь птицу до несгораемого остатка.

Некоторые задают вопрос, почему птица не была перевезена для уничтожения подальше от города? В интернете даже ходят карты, где с учетом розы ветров указаны более подходящие районы.

Во-первых, перевозить зараженный биоматериал запрещено ветеринарными правилами. Это правильный принцип — транспортировка может существенно расширить очаг эпидемии. В дороге может случиться все что угодно — может упасть перо или капля крови. И вся область осталась бы без яйца и мяса птицы, а эпидемия продолжила бы шагать по стране. Именно поэтому, согласно правилам, уничтожение зараженной птицы должно производиться как можно ближе к очагу заражения.

Во-вторых, зараженную птицу нельзя просто взять и сжечь в чистом поле. Это должно быть подготовленное место, в нашем случае — в основании есть уплотненный глиняный замок и откосы, чтобы защитить от биологического заражения грунтовые воды. Также есть обваловка по периметру более двух с половиной метров, препятствующая распространению огня, и ряд других особенностей. А учитывая объемы, под эти требования должна подходить достаточно большая площадь. Только под сжигание потребовалось порядка 4 га, а общая площадь полигона составила 14 га.

Единственным местом на территории области, соответствующим всем требованиям к уничтожению зараженной птицы, является полигон птицефабрики. Другого варианта у нас, к сожалению, нет.

Часто задается вопрос — почему птицу не уничтожают при помощи специальных печей? Такие устройства у нас есть — это грузовик на базе КАМАЗ, который без дыма при помощи горючего уничтожает остатки птицы. Эту технику мы используем для борьбы с небольшими очагами инфекции. Вся проблема в том, что такая машина за день может переработать только одну тонну биологического материала. В сжатые сроки нам нужно было уничтожить более шести тысяч тонн птицы. Математика очевидна, этот способ использовать было просто нереально.

Активная фаза горения на полигоне Боровской птицефабрики завершена. В пиковый период здесь работало более 500 человек и почти 70 единиц техники. Они делали все возможное для сокращения времени сжигания. Работали на пределе, круглосуточно. Всего было сформировано 12 очагов горения, три из которых уже прогорели полностью и погасли. Остальные прогорят в ближайшее время.

Долгие годы Боровская птицефабрика — одна из крупнейших в Европе, верой и правдой служила нашей области. Давала рабочие места, обеспечивала нас яйцом, платила налоги. Впервые за свои более чем полувековую историю предприятие столкнулось с такой бедой. Потеряно все поголовье птицы. У нас не было другого варианта уничтожения очага птичьего гриппа на птицефабрике. От всего агропромышленного комплекса прошу вас всех отнестись с пониманием к этой ситуации.

Как напоминает DK.RU, всего пришлось уничтожить более 4 млн кур, 12 млн яиц, продукцию жизнедеятельности птиц, часть товаров, изъятых из торговых сетей. По мнению Россельхознадзора, причиной вспышки заболевания стали нарушения ветеринарных правил. Возобновить работу птицефабрика сможет не ранее следующего года.