Губернатор Тюменской области в большом интервью газете «Ведомости» рассказал, как нефтедобыча переживает санкции, наложенные из-за боевых действий в Украине.
Уровень добычи нефти в Тюменской области сопоставим с прошлым годом. Об этом в интервью «Ведомостям» (взято в сентябре 2022 г. и доступно по подписке) рассказал глава региона Александр Моор.
Было небольшое снижение в апреле-мае по объективным причинам. В июле-августе они [«РН-Уватнефтегаз»] вышли на уровень добычи, сопоставимый с прошлым годом. За последние годы компания серьезно прирастила запасы и есть потенциал расширения добычи нефти. Но здесь, конечно, много вопросов: будут ли дополнительные санкции, какие будут ограничения по экспорту — но потенциал для роста есть. По крайней мере в тех объемах, в которых велась добыча последние годы, она будет осуществляться на 100%. Будет ли динамика роста? Здесь есть вопросы, на которые в ближайшее время мы, наверное, получим ответ.
Что касается импортозамещения, то, как отметил Моор, сейчас ситуация в отрасли отличается от 2014 г., когда на российское государство начали накладывать санкции в связи с крымской проблемой.
Тогда на рынке были и иностранные нефтегазовые компании, многие из них помогали и стимулировали, закупая российское оборудование. За последние пять лет объем заказанного у тюменских предприятий оборудования и услуг вырос практически в два раза — до 117 млрд руб. Это говорит о том, что наши компании, занимаясь импортозамещением, производили для наших нефтяников продукцию, достойную по цене и качеству. Сейчас ситуация немного другая, купить импортное невозможно. Наверное, можно поискать аналоги в дружественных странах, но тем не менее все-таки бо́льшая часть технологий была от компаний с Запада.
В новой реальности (которая сложилась после того, как российские власти решили начать боевые действия на территории соседнего государства), по словам Моора, необходимо найти новые формы кооперации и взаимодействия.
«И для нефтегазодобывающих компаний, и для нашей промышленности это серьезный вызов. Простую технику, простое оборудование, наверное, можно быстро произвести обратным инжинирингом. Оборудование и технологии более сложные, требуют времени. У заказчиков сегодня есть жизненная потребность — заместить импортное оборудование, и именно поэтому сегодня очень актуален наш проект "Нефтегазовый кластер". Мы его начинали два года назад, базируясь на том, что каждой отдельной компании заниматься импортозамещением намного сложнее, чем крупному холдингу. Поэтому у нас была задача создания кооперационных цепочек компаний, которые могут делать разные части, но быстро получать хорошие результаты», — объясняет Моор.
Задача кластера — выстраивание кооперационных цепочек и вовлечение компаний из разных регионов для решения технологических задач, которые стоят перед вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Мы готовы быть такой площадкой, наш нефтегазовый кластер готов быть той платформой. Например, на БКУ собрана впервые в России ледовая буровая.
Тюменский губернатор добавил, что переговоров с инвесторами из западных стран сейчас не ведется, но растет активность «деловых контактов и связей со странами Востока, Центральной Азии». При этом основной акцент в вопросах инвестирования будет сделан на переговоры с российскими компаниями.
Добавим, что, как писал DK.RU, на встрече с членами ТПП Тюменской области Моор предложил местным компаниям в ближайшее время реализовать по инвестпроекту, чтобы поддержать региональную экономику.
Читайте также: «Мы могли бы создать конкурентоспособную на мировом рынке нефтесервисную компанию»